Организаторы детских перевозок жалуются на огромные штрафы
Туроператоры, специализирующиеся на детском туризме, организаторы перевозок групп детей получают огромные штрафы за формальные нарушения, никак не влияющие на безопасность. ГИБДД давала разъяснения о спорных пунктах в правилах групповых детских перевозок, но взыскания продолжает накладывать Ространснадзор, говорят эксперты. Кроме того, сумма штрафа, например, за забытый документ фрахтования — 100 тыс. руб., хотя вся эта информация есть в базе ГИБДД. Между тем, в Госдуме планируют новое увеличение суммы взысканий. Эта ситуация, по мнению экспертов, может привести к тому, что транспортные компании просто откажутся от перевозок детей.
«Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 года N 1527 об организации перевозок групп детей автобусами действует до 1 сентября 2026 года. Но в документе много разночтений. Мы просим Минтранс и Минэкономразвития внести в правительство предложения об изменении текста», — пояснила Profi.Travel руководитель комитета Российского союза туриндустрии по детскому, молодежному и семейному туризму Марина Лабутина.
Эксперт пояснила, что ГИБДД дала разъяснение на своём сайте по вызывающим частые вопросы пунктах 3, 14 и 22, но теперь за них же наказывает Ространснадзор с формулировкой, что нужно изменить текст постановления, а не разъяснять на сайте ГИБДД. «Чаще всего это наказания по п.22 замена автобуса. В постановлении нет запрета на замену автобуса между разными транспортными компаниями, но Ространснадзор его «читает» иначе», — пояснила Марина Лабутина.
Как уточнила руководитель комитета РСТ по детскому отдыху, директор компании «Диал-тур» Татьяна Иванова, если автобус, который выехал из Москвы в Тулу, сломается в соседнем регионе, то заказывать другой можно только в столице, хотя логичнее и удобнее сделать это в Туле.
Еще один спорный момент, по словам эксперта, — ограничения скорости: автобус с детьми не может двигаться со скоростью выше 60 км в час. Они вводились еще до появления платных дорог и теперь вызывают проблемы. «На платных трассах, например Москва — Владимир, автобус, едущий 60 км в час воспринимается остальным транспортом, как стоящий. Движение с подобной скоростью только провоцирует аварийную ситуацию. Как известно, самая безопасная скорость — скорость потока», — отметила Марина Лабутина. Но, по ее словам, никто не решается поднимать вопрос о том, что ограничение скоростного режима для перевозки организованных групп детей в ПДД — устарело. И нужно менять правила, в том числе — уточнять, на каких трассах можно ехать со скоростью выше 60 км в час, что только увеличит уровень безопасности, а на каких оставить существующие нормы.
В Госдуме же, напротив, планируют практически в два раза увеличить штрафы за нарушения правил перевозки детей. Так, этой осенью в первом чтении был принят законопроект, который предполагает рост штрафов за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения. Согласно документу, для граждан они составят до 5 тыс. руб. (сейчас 3 тыс.), для должностных лиц — до 50 тыс. (сейчас 25 тыс.), для юридических лиц — 200 тыс. руб. (сейчас 100 тыс.). «После такого повышения транспортники просто откажутся работать с группами детей 7-11 лет», — предупредила Марина Лабутина.
Татьяна Иванова напомнила, что финансовая нагрузка и без штрафов только возрастает. Например, НДС, который многим компаниям по детскому отдыху придется платить в следующем году. Все это плюс зарегулированность отрасли и избыточные нормы делают детский отдых менее доступным, мешают его развитию, заключают эксперты.
Турпоток в Россию не растет: за первые 9 месяцев, по данным пограничной службы ФСБ России, в нашу страну с целью туризма въехало около 1,3 млн иностранцев, что примерно соответствует статистике годичной давности. Такие цифры привел соруководитель комитета РСТ по въездному туризму и генеральный директор «Интуриста» Александр Мусихин на III Международном конгрессе туроператоров 26 ноября.
Эксперт отметил, что год назад был рост въездного туризма в 2,5 раза, сейчас же динамики нет вовсе. Более того, он не исключил, что по итогам года может быть зафиксировано падение турпотока из основных стран, откуда к нам приезжают туристы. По его словам, роль сыграло множество факторов, но ключевой — это серьезное подорожание туров: на 21% выросли в цене отели и транспорт. Некоторые турпакеты, по его словам, подорожали для иностранных туристов более чем на 40% в долларах и евро. «Это, конечно же, влияет на спрос, как и закрытие аэропортов, и период «охлаждения» сим-карт, когда 24 часа с момента прибытия иностранный турист не может пользоваться мобильным интернетом и СМС», — сказал Александр Мусихин.
«Цена турпакета в Россию стала абсолютно неподъемной для иностранных туристов, — отметила генеральный директор компании «Тари-Тур» Марина Левченко. — Мы посчитали, что сейчас в ней минимум 30-35% занимают налоги, часть из которых мы начали платить в этом году».
Чтобы остановить отрицательную динамику, необходима поддержка государства, считает гендиректор «Интуриста». «На этом рынке российские туроператоры не конкурируют друг с другом, наши соперники — это другие страны, — отметил Александр Мусихин. — То есть, например, в вопросе привлечения иранского рынка наш конкурент — это Саудовская Аравия. И те программы, которые предлагает данное направление, зачастую интереснее, чем то, что может предложить Россия. Это происходит потому, что туроператоры Саудовской Аравии получают от государства несколько большую поддержку, чем мы», — пояснил он.
Эксперты отметили, что необходимо дальнейшее смягчение визовых вопросов, а также — некоторое послабление в пограничных формальностях. По их словам, мультивиза дала бы ощутимый позитивный эффект. Кроме того, нужно создавать комфортную среду для иностранных туристов в нашей стране. Пока, с точки зрения туроператоров, в их пребывании в России только добавляется сложностей.
Требуется поддержка властей и в продвижении российского направления на мировом рынке. Тут речь идет о разноплановых задачах — это не только финансирование рекламных кампаний. На сегодняшний день туроператорам не хватает даже таких базовых вещей, фото российских регионов, за которые не придется впоследствии выплачивать деньги по судебным искам. Как подтвердил Александр Мусихин, вопрос авторских прав стоит очень остро, решить его нужно было еще давно. Помимо этого, безусловно, необходима помощь с рекламными турами как для рядовых сотрудников турагентств, так и для блогеров-инфлюэнсеров, которые смогут привлечь в Россию новых гостей.
