Организованные туристы в начале лета предпочли Турцию России
Начало летнего сезона, по словам экспертов, на побережье Черного моря оказалось не очень удачным. Просел спрос не только на Анапу, но и, например, на Сочи. По турпотоку в июне-июле у сервиса по бронированию туров Турция вышла на первое место, обогнав Россию, которая лидировала в прошлом году. 10 июля эксперты рассказали Profi.Travel о ситуации с бронями и поездками российских туристов.
По данным компании «Слетать.ру», в этом году поменялся лидер направлений, которые выбрали российские туристы для отдыха в июне и июле. На сегодня это Турция с долей 35% от общего объёма продаж, тогда как как в прошлом году первое место занимала Россия с долей 42,9%. В этом сезоне доля ее продаж упала в 1,5 раза — сейчас на внутренние направления приходится только 26,9% броней. На третьем месте, как и прошлым летом, — Египет. Однако его доля выросла: с 9 до 13,5%. Замыкают топ-5 поездок в июне-июле 2025 года Абхазия и ОАЭ, их позиции с 2024 года не изменились.
«Есть явный тренд на сокращение количества туристов не только в Анапе, но и в Сочи, и даже в Абхазии. Спрос на Крым чуть подрос, Ейск пользуется большей популярностью, чем обычно, КавМинВоды в этом году хорошо продаются, однако негативные моменты наблюдаются и здесь — они накапливаются и уже в следующем году может произойти отток и с этих направлений», — рассказал председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов. По его словам, в Кисловодске в определенные периоды уже ощущается перегруженность туристами: рост антропогенной нагрузки на курорт, нехватка персонала, усталость сотрудников и др.
По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, если не брать в расчет Анапу, где на спросе сказывается запрет на купание в море, остальные направления подвела погода. «В июне на всем побережье Черного моря — и в Краснодарском крае, и Абхазии — погода была не для пляжного отдыха. Соответственно, июнь чуть-чуть «провалился» по броням, — пояснил он. Его оценка совпадает и с наблюдениями других экспертов: директор по продукту туроператора «Мультитур» Евгения Кизей сообщала, что из-за погоды в июне наблюдался спад бронирований Краснодарского края. «Это коснулось не только Анапы, но также и Сочи, и Туапсинского района», — пояснила она.
Впрочем, проблема может быть шире, чем погодные условия. В сети турагентств «Магазин горящих путевок», например, тенденцию снижения интереса к России связывают с ростом цен. «По индексу горящих путевок «МГП» топ-3 направлений совпадает с прошлогодним: на первом месте Турция, на втором — Египет и на третьем — Россия. Но я подтверждаю, что по России мы отмечаем снижение спроса. Это прежде всего связано высокими ценами, которые достигли своего максимума», — пояснил генеральный директор сети «МГП» Сергей Агафонов.
По его оценкам, в последние годы стоимость отдыха на пляжных направлениях России росла очень резко. «На мой взгляд, сегодня цены достигли предельных значений. Турист все-таки не готов ехать за такие деньги в Сочи, в Краснодарский край, в ту же Абхазию, потому что есть хорошие альтернативы за рубежом. Там сейчас можно найти даже более дешевые варианты, чем на российском юге», — отметил он.
Иного мнения придерживается генеральный директор сети агентств «Розовый Слон» Алексан Мкртчян. «У отельеров все хорошо, особенно в Геленджике, Туапсинском районе, Ейске, в самом городе Краснодар, в Отрадненском, Мостовском районах. Я со многими отельерами общаюсь, — сказал он. — Просто туроператоры в основном работают по Анапе. Когда говорят: „Мы продаем Краснодарский край“, — это раньше было на 50% Анапа и на 50% — все остальное. Естественно, если идет просадка по Анапе (а спад составляет 20-25%), то для компаний — это минус 40% бронирований», — сказал он.
При этом, по данным эксперта, по Сочи рост турпотока +12%, по Геленджику — +12%, по Ейску — +18%. Судя по продажам в его сети, спрос на Россию минимум в 10 раз больше, чем в Турцию.
Впрочем, по словам туроператоров, которые фиксировали снижения спроса на Краснодарский край в июне, сейчас ситуация меняется. Погода налаживается и бронирования стали более активными. Свою роль может сыграть и возобновление работы аэропорта Геленджика. Правда, многое зависит от цены на авиабилеты (а она пока чуть ли не вдвое дороже, чем в Сочи — 30 тыс. руб. за билеты из Москвы и обратно), а также пакетных туров. Их стоимость начинается от 170 тыс. руб. на двоих в отель уровня 4*, который предлагает полный пансион.
Авиаколлапс в минувшие выходные сорвал планы многих туристов. Если был приобретен турпродукт, на компенсации рассчитывать можно, но как быть тем, кто покупал перелет и размещение отдельно? Турагент из сообщества Loyalty поделилась с Profi.Travel историей своих клиентов, которые потеряли сутки в отеле из-за задержки рейса. Юрист пояснил редакции, на что могут рассчитывать клиенты турфирмы в таких случаях.
Как рассказала агент, туристы не смогли вовремя вылететь на Мальдивы из-за ограничений работы в аэропортах. Рейс «Аэрофлота» был запланирован на 22:35 субботы, 5 июля. «Сначала вылет перенесли на час, затем на два, а позже — на 07:00 воскресенья, 6 июля. Утром клиенты турфирмы прошли регистрацию и благополучно заняли места на борту. Самолет уже выруливал на взлетную полосу, но потом его вернули на парковку. Вылететь удалось лишь во второй половине дня — в 16:05», — сообщила турагент.
Она уточнила, что через ее турфирму клиенты забронировали только проживание, билеты на самолет они покупали самостоятельно. «Кто будет компенсировать им потери?», — спрашивает турагент.
Как пояснил руководитель юридического отдела компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Вадим Погорелов, в случае раздельного приобретения услуг, когда речь не идет о турпродукте (то есть размещении и перевозке за общую цену), ответственность туроператора и, тем более, турагента за задержку рейса отсутствует. Покупка авиабилетов была в рамках самостоятельного договора перевозки между пассажиром и авиакомпанией.
«При обычных обстоятельствах за нарушение условий договора перевозки несет ответственность авиаперевозчик. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, при задержке рейса пассажиры имеют право на компенсацию, размер которой зависит от ее длительности (100 рублей за каждый час просрочки), а также могут потребовать возмещения убытков, вызванных такой задержкой (120 ВзК РФ)», — пояснил юрист.
Однако, добавил он, важно учитывать: если опоздание было вызвано обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор) или иными обстоятельствами, связанными с обеспечением безопасности и не зависящими от перевозчика, ответственность с него может быть снята. В этом случае авиакомпания обязана доставить пассажира в пункт назначения при первой возможности или осуществить возврат, если клиент передумал лететь. При этом от необходимости компенсировать убытки пассажира перевозчик может быть освобожден.
Вне зависимости от обстоятельств задержки авиакомпания обязана предоставить только стандартный набор услуг, таких как напитки (при задержке более 2 часов), горячее питание (при задержке более 4 часов, далее — каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью), размещение в гостинице (при задержке более 8 часов днем и более 6 часов ночью), транспорт до отеля и обратно, хранение багажа и т.д. Если эти услуги не были предоставлены, пассажиры имеют право обеспечить их самостоятельно, предварительно зафиксировав отказ перевозчика. Впоследствии можно подать претензию с требованием возмещения расходов.
«Туристам рекомендуется зафиксировать все обстоятельства задержки рейса документально, а затем обратиться с претензией к авиакомпании, — уточнил Вадим Погорелов. — При отказе в удовлетворении требований можно, конечно, будет обратиться в суд, однако исход дела зависит от доказательной базы и конкретных обстоятельств и причин задержки».
Комментируя возможность получить компенсацию от отеля, Вадим Погорелов отметил, что гостиница возвращает средства в соответствии со своими внутренними правилам или законодательством страны, в которой находится. Также это может быть прописано в контрактных условиях с продавцом в России.
Напомним, в минувшие выходные из-за плана «Ковер», вводимого в нескольких регионах России, в том числе и в Москве, авиакомпании отменили 485 рейсов, на запасные аэродромы ушли 88 самолетов, задержки на вылет и прилет составили 1,9 тыс.