«Оставила только доброе». Ивнянские супруги Косовы 30 лет собирали летопись малой родины
Антонина Прокофьевна часто вспоминает, как знакомый однажды сказал её мужу: «Ты прожил жизнь, а ничего не нажил». На что Косов ответил: «Я не нажил денег и материальных благ, но духовно я миллионер».
И сама она так же богата духовно. Её сокровища, которыми наполнен дом, – это альбомы, фотографии, рукописи, картины, толстые тетради и журналы воспоминаний, мужа и свои. Недавно Антонина Прокофьевна от руки написала автобиографию. И сейчас, в 88 лет, она хорошо помнит трудности военного и послевоенного детства, хотя многое предпочла бы забыть.
Родилась Антонина Косова, в девичестве Горбачёва, в 1936 году в хуторе Шепелевка (сейчас входит в состав Алексеевского сельского поселения Яковлевского округа).
На этом фото нашей героине 20 лет / Фото: Анна Емельянова/личный архив Антонины Косовой
Маленьким ребёнком Нина, как звали её родные, видела нацистов, которые дважды захватывали её родное село, расстрелы, грабежи, ночные бомбёжки, последний бой на поле у урочища Толстое, убитых и раненых, в том числе умирающую от ран родную сестру Дашу.
В школу Ниночка пошла в 9 лет в 1945 году.
«Тяжёлое время, нищета. Нет книг, бумаги, чернил, карандашей, – читаем в автобиографии. – Нет ничего, кроме желания учиться. Нет одежды. На мне одно-единственное холщовое платье с заплатами. И вот 1 сентября мы, дети хутора, 22 человека, пошли за километр в Алексеевскую школу. Все 22 человека шли босиком (сейчас я пишу это и плачу, хотя с того времени прошло 80 лет, но боль не утихла). Тетради шили из старых газет, обёрточной бумаги, чернила делали из сажи, бузины, свёклы. У каждого из нас была дощечка, мел и тряпочка».