«Отельерам все сложнее сводить концы с концами»: РСТ предложит Минэку ограничить ставку турналога
Российский союз туриндустрии (РСТ) готовит официальное обращение в Минэкономразвития с предложением зафиксировать туристический налог на уровне 2% и не допускать его дальнейшего повышения. Об этом сообщает пресс-служба РСТ. В отрасли отмечают, что динамика роста сбора может негативно влиять на рентабельность гостиниц и конкурентоспособность внутреннего туризма.
Поводом для обращения стало то, что действующее законодательство предусматривает ежегодное увеличение туристического налога: с 2% в 2026 году до 5% в 2029-м. По мнению представителей рынка, такая нагрузка будет критичной прежде всего для бюджетных средств размещения.
Глава Экспертного совета РСТ Николай Литаренко считает, что увеличение ставки приведёт к удорожанию услуг размещения. «Повышение ставки до 5%, планируемое до 2029 года, значительно увеличит цену оказания услуг, что будет влиять уже на привлекательность отечественных турпродуктов. С учетом курсовых реалий это будет способствовать переориентации турпотоков на выездной туризм», — пояснил эксперт.
По словам вице-президента РСТ и РГА, управляющего партнера Cronwell Hospitality Group Алексея Мусакина, минимальный порог в 100 руб. делает налог неравноценным для разных категорий гостиниц. Кроме того, он отметил, что «если 1% еще можно добавить, то 5% окажутся уже очень чувствительными, особенно для бюджетных средств размещения».
По его словам, согласно расчетам по новым объектам, рост налога увеличивает срок окупаемости минимум на два года.
Мусакин напомнил, что средняя маржинальность в отельной сфере составляет 20–25%, а значит, в случае реализации планов по росту налога отрасль потеряет до пятой части доходов. Он считает необходимым зафиксировать ставку на уровне не выше 2%.
Директор калининградской компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов напомнил, что для хостелов фиксированный порог фактически превращается в налог 8–10%, поскольку в бюджетном сегменте цена размещения значительно ниже. «В хостелах со средней ценой 1 тыс. рублей он оказывается гораздо выше и в среднем составляет 8-10%, так как исчисляется не с номера в целом, как предлагало Минэкономразвития, а с отдельно взятой услуги размещения, с чека, как сделало ФНС», — пояснил он.
По словам эксперта, получается, что основное налоговое давление в итоге пришлось на студентов, молодежь, школьников и спортивные группы.
Кожахметов также отметил, что на фоне перехода части малого бизнеса с УСН на общий режим налогообложения дальнейшее повышение сбора может усилить финансовое давление на гостиницы и хостелы. Он подчеркнул, что участники рынка поддерживают инициативу РСТ о фиксации ставки на уровне 2%. Также в отрасли напоминают о важности целевого использования налога. Кожахметов указал: «Мы надеемся, что он идет на туристические цели, но пока законодательно это нигде не подтверждено».
Туристический налог действует в России с января 2025 года вместо курортного сбора. В 2025 году его ставка составляет 1%, но не менее 100 рублей в сутки. Решение о введении налога принимают регионы: на начало 2025 года он действует в 754 муниципалитетах, включая Санкт-Петербург, Московскую и Калининградскую области, Екатеринбург, Казань, Пермь и ряд территорий Краснодарского края. С 2026 года налог планируют вводить Тюмень, Чита и Иркутск. В Москве, Севастополе и Крыму турналог отсутствует.
Ранее эксперты уже не раз поднимали тему турналога. В сентябре президент РСТ Илья Уманский говорил, что Союз планирует представить Минэкономразвития исследование с точными цифрами, экономическую основу по всем видам гостиничных проектов с помощью которой бизнес сможет обосновать, почему размер турналога не может превышать 2%.
Комментируя ситуацию, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов подчеркивал, что отельеры неоднократно замечали: турналог 2% — это ещё приемлемо. Однако его дальнейшее увеличение приведет к серьезному росту затрат бизнеса. «Часть отельеров, скорее всего, с трудом будут сводить концы с концами. Уже на сегодняшний день мы видим, что по прибыльности результаты в 2025 году были откровенно хуже, чем в 2024-м. На фоне инфляции, роста зарплат рентабельность бизнеса уже вызывает вопросы. При росте налоговой нагрузки их станет еще больше», — пояснял он.
В Стамбуле власти опечатали отель Harbour Suites, после того как в нём погибли трое туристов из Германии, а ещё несколько гостей были госпитализированы. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на агентство IHA, число задержанных по этому делу достигло 11 человек — среди них сотрудник фирмы, проводившей дезинсекцию, а также двое работников гостиницы, продавцы ряда лавок, владелец ресторана. Этот отель есть и в российских системах бронирования. Его нельзя назвать очень популярным, но россияне в нем отдыхают круглый год.
Трагедия затронула семью из ФРГ: мать и двое маленьких детей скончались в четверг и пятницу, предположительно, от отравления. Однако, не факт, что пищевого: 9 ноября, во вторник, родители с детьми ели совершенно разные блюда в ресторанах, а также разную еду из уличных лавок. В частности, чечевичный суп, куриную шаурму, рахат-лукум, мидии с рисом, кокореч (блюдо из бараньих субпродуктов). На следующий день отец и мать обратились за помощью в больницу, где им поставили диагноз «диарея и гастроэнтерит». В тот же день семья привезла детей в другую больницу, после оказания помощи они вернулись в отель. В ночь на четверг семье вызвали скорую помощь в отель, но детей уже не удалось спасти, мать скончалась еще через сутки. Глава семьи находится в реанимации в критическом состоянии.
По данным властей, ещё троих иностранных туристов доставили в больницу из того же отеля — двух в субботу и одного в воскресенье — угрозы их жизни сейчас нет.
После инцидента полиция проверила Harbour Suites и направила образцы из номеров в лабораторию. Правоохранители подтвердили, что незадолго до трагедии в здании проводили дезинсекцию. Эксперты не исключают, что в процессе могли быть использованы опасные химикаты, включая сельскохозяйственные пестициды. Эти данные пока не подтверждены официально.
Следствие квалифицировало случившееся как «подозрительную смерть» и проверяет разные версии — от непредумышленного убийства до внешнего вмешательства. В СМИ также сообщалось, что семья покупала еду в ресторанах и у уличных торговцев, однако связь продуктов с трагедией не доказана. Отель остаётся закрытым, расследование продолжается.
Отель Harbour Suites доступен и в российских системах бронирования, предложения можно найти у ряда агрегаторов. Отзывов о нем немного, но туристы регулярно оставляют свои мнения о пребывании в этой гостинице на протяжение всего года. Например, последние датируются сентябрем, октябрем и ноябрем. Однозначного мнения об отеле из них не складывается. Например, туристы хвалят номера и ванные комнаты, приветливый персонал. Отзывы о чистоте: от чисто до пыльно. Но летом, например, была жалоба на запах мертвой крысы в номере: даже проветривание, по словам туристов, не помогло. Впрочем, можно сказать, что в целом положительных отзывов больше.
Однако, даже если отель откроют после всех проверок, вряд ли россияне быстро в него вернуться, а турфирмы будут активно предлагать эту гостиницу. Особенно, если выяснится, что трагедия связана с дезинсекцией. Сейчас на сайте агрегаторов не удалось найти в нем номера ни на ближайшие даты, ни, например, на январь.
