Отельеры опасаются последствий закона об агрегаторах
Отельеры считают, что законопроект об агрегаторах, который поступил в Госдуму, напрямую повлияет и на них. Последствия активно обсуждают в профильных сообществах. Беспокоит их, например, то, что агрегатор сможет отключать их за любой промах вроде не вовремя подгруженных документов. Пугает и то, что теперь придется аккуратнее заявлять о «шикарном виде на море» — можно понести ответственность, если у гостей окна окажутся во двор. Profi.Travel выяснил, какие из опасений на отельном рынке реальны.
«Агрегаторы теперь не только показывают цены, но и проверяют правду. И если данные неверные или «забыли» загрузить документы, агрегатор может вас выключить. С любовью, но решительно. Фактически — ещё один уровень контроля, причём в конкретных частных руках», — предупреждают в телеграм-канале «Ночной портье».
Там уточняют, что в описании отеля должны быть только те обязательства, которые он физически может выполнить. При этом понятно, что придраться к любой неточной формулировке. «Пишете «три кровати», а на деле две плюс раскладушка? Теперь это риски», — считают авторы поста.
Эксперты, опрошенные Profi.Travel, считают, что такие оценки несколько сгущают краски, и реальные риски вовсе не так велики. Как отметил вице-президент РСТ и РГА, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин, основная задача этого закона — чтобы у агрегатора был определенный набор услуг и гарантий, соответствующих договорам.
«Да, ходят разговоры, что агрегатор может становиться туроператором, но на мой взгляд, они должны быть разделены. Если агрегаторов приравнять к туроператорам, то для отельеров повысится комиссия, поскольку в этом случае у ОТА появятся дополнительные платежи, отчетность. Естественно, в том случае, если агрегатор будет нести комплексную ответственность. А это совершенно не нужно ни самим агрегаторам, ни отельерам. Тут можно привести в пример аналогичную ситуацию с «Яндекс Такси» — долгие споры о том, за что отвечает агрегатор, закончились простым заключением: только за то, что машина придет».
Он подчеркнул, что так работают агрегаторы во всем мире: предоставляют информацию и шлюз связи между отелями и потенциальными клиентами. Главная задача — дать гостинице возможность довести свои данные до большого количества потребителей. Услуги туроператора, в свою очередь, — это совсем другое.
При этом эксперт добавил: в реальности проверить всю информацию, которую предоставляет отель, агрегатор не может. Максимум, на что распространяются его обязанности — это данные с обязательной ссылкой на реестр и на категорию гостиницы. «Но по большому счету, так было и раньше. Агрегаторы всегда запрашивали сертификат о классификации. Поэтому я не вижу глобальных изменений, которые в этом плане вносил бы законопроект, — подчеркнул Алексей Мусакин. — Кроме того, существуют законы о рекламе, о защите прав потребителей, где очень четко прописана ответственность за недостоверную информацию. так было всегда: если клиент не увидел не то, что было ему обещано при бронировании, он может предъявить претензии».
Исполнительный директор Независимого гостиничного альянса (НГА) Андрей Михайлец, в свою очередь, подчеркнул: корректная информация о звездности отеля, которая будет подтягиваться из госреестра — только плюс для туриста. «На мой взгляд, это хорошо. Сейчас отели загружают сертификаты, в том виде, в котором есть, а данные могут быть и устаревшими, — пояснил эксперт. — Для потребителя новый вариант лучше, потенциальные гости будут обладать более актуальной информацией. Если отель показывает устаревшие данные, пусть и ошибочно, по неосторожности, это несоответствие ожиданиям гостя».
Эксперт также согласился: отели и сейчас несут ответственность за ту информацию, которую они предоставляют агрегатору и другим каналам дистрибуции. Проблема, связанная с обманом ожиданий гостей, в любом случае будет решаться либо на ресепшн, либо со службой поддержки агрегатора.
При этом он все же отметил и возможные минусы для отельеров. «Законопроект делает процесс бронирования прозрачнее, но уменьшается удобство и гибкость при распределении номерного фонда. Обычно отели предлагают номера определенной категории, а не гарантируют продажу конкретной комнаты», — сказал Андрей Михайлец. В то же время эксперт добавил: сейчас обсуждается много законопроектов, которые касаются туризма, сначала нужно дождаться, когда они будут приняты, а потом делать окончательные выводы.
После публикации новости о краснодарском ОТА, сотни клиентов которого могут остаться без оплаченного отдыха, с Profi. Travel связались участники отрасли, чтобы сообщить: это уже не первый случай приостановки деятельности крупного агентства на юге России за последние месяцы. Так, ООО «Служба бронирования» в Ростовской области (г. Новочеркасск) еще в июле заявило о невозможности исполнения обязательств перед туристами. Компания подала заявление о банкротстве, но не смогла уплатить госпошлину в 100 тыс. рублей, и дело осталось без движения. Сейчас туристы не знают, как вернуть деньги за несостоявшийся отдых.
Судя по документам, предоставленным ООО «Служба бронирования» в подтверждение своего банкротства, ее совокупная кредиторская задолженность, просроченная свыше трех месяцев, составляет 41,8 млн рублей. Это — долги перед банками. Этими средствами, как предполагают в отрасли, компания пыталась закрыть кассовый разрыв. Между тем, ее задолженность перед туроператорами, отелями и санаториями, по словам экспертов, как минимум вдвое больше — около 80–90 млн рублей.
«Это крупное турагентство, которое специализировалось на отдыхе внутри России, а также Абхазии и Беларуси — рассказал директор по продажам «Росюгкурорт» Дмитрий Пан. — В отличие от краснодарского «Центра онлайн бронирования» компания не вела субагентской деятельности, так что агентов ситуация не коснулась — возможно, поэтому она не получила такой широкой огласки. Однако их объемы продаж, я думаю, сопоставимы — 500 млн — 1 млрд рублей в год. А это значит, что пострадавших от остановки деятельности могут быть сотни. Они пишут негативные отзывы в интернете, а на самом деле им нужно идти и писать заявления в полицию».
Действительно, в карточке компании на «Яндексе» — огромное количество претензий от несостоявшихся туристов. «За неделю до заезда сказали, что они банкротятся и не могут исполнить обязательств по договору, причём 100% путевки было оплачено в феврале 2025 г., а в санатории в конце июня сказали, что они даже не бронировали ничего там. Сейчас не выходят на связь», — сообщает, например, Андрей Антонюк.
Причины своей несостоятельности турагентство «Служба бронирования» перечисляет в своем заявлении о банкротстве, с которым ознакомилась редакция. Среди них: существенное снижение объема продаж на «популярном туристическом направлении» с января по июнь 2025 г. (вероятно, имеется в виду последствия разлива мазута у берегов Анапы — прим. ред.); повышение цен в отелях; резкое сокращение спроса на туруслуги вследствие экономического спада и снижения покупательской способности населения; усиление конкуренции со стороны онлайн-сервисов бронирования, что привело, по мнению компании, к снижению размера агентской комиссии.
При этом, по словам участников отрасли, которые сотрудничали со «Службой бронирования», финансовые проблемы у нее начались раньше. «Их финансовая нестабильность ощущалась на протяжении двух последних лет — платежи постоянно задерживались. Многие туроператоры, и мы в том числе, предоставляли им отсрочки, поскольку ранее компания вела себя добросовестно», — отметил Дмитрий Пан.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин согласился: «Службу бронирования» из Новочеркасска, как и их коллег из Краснодара, допустивших кассовый разрыв, ранее нельзя было ни в чем заподозрить. «Мы сотрудничали много лет и никогда не сталкивались с каким-то обманом с их стороны. Не думаю, что это было умышленно — ни в том, ни в другом случае. Вероятнее всего, сложился некий комплекс факторов. Издержки стали больше, налоговая нагрузка выросла. В таких ситуациях любая ошибка может оказаться последней каплей. Видимо, они ее допустили», — заключил он.
При этом сайт «Службы бронирования» продолжает работать. Сообщений об остановке деятельности турагентства там нет. Правда, телефоны, указанные на нем как контакты для бронирования, молчат.