Отели Турции получили ключи гида Michelin
В октябре список Michelin Key — запущенной год назад международной награды для отелей от создателей знаменитого ресторанного гида — расширился. В него впервые попали гостиницы Турции, сообщает издание Turizm Ajansi. Всего престижные «ключи» получили 2457 отелей в Северной Америке, Европе и Азии, турецких объектов среди них — 26.
Michelin Key (или «Ключ Мишлен») был запущен в 2023 году как система оценки качества сервиса, дизайна и общего впечатления от пребывания в отелях. Первые «ключи» отелям были вручены в 2024 году. Как и звезды Michelin для ресторанов, ключи служат знаком признания исключительного уровня обслуживания.
В этом году в Турции один ключ Michelin получили 22 отеля, два ключа — 3 гостиницы, а высшую отметку — три ключа — только одна. Интересно, что большая часть отмеченных наградой гостиниц находится в Стамбуле. Но есть среди участников рейтинга и курортные объекты.
Таким образом, уточняет издание, Турция укрепила позиции на мировой карте люксового гостеприимства. По мнению экспертов Michelin, награжденные отели демонстрируют сочетание традиций, современного комфорта и выдающегося сервиса, соответствующего лучшим мировым стандартам.
Список награжденных отелей:
1 ключ Michelin: Alavya — Алачаты Warehouse By The Stay — Алачаты Allium Bodrum Resort & Spa — Бодрум Amanruya — Бодрум Mandarin Oriental Bodrum — Бодрум AJWA Sultanahmet — Стамбул Aliée Istanbul — Стамбул Casa Lavanda Boutique Hotel — Стамбул Ecole St. Pierre Hotel — Стамбул Four Seasons Hotel Istanbul at the Bosphorus — Стамбул Mandarin Oriental Bosphorus — Стамбул Princes’ Palace Resort — Стамбул Six Senses Kocataş Mansions — Стамбул The Bank Istanbul — Стамбул The St. Regis Istanbul — Стамбул Vakko Hotel Sumahan Bosphorus — Стамбул D Maris Bay — Мармарис Six Senses Kaplankaya — Милас (Мугла) Ahãma — Мугла Ariana Sustainable Luxury Lodge — Невшехир Hezen Cave Hotel — Ургюп Birdcage 33 Hotel — Ялыкавак
2 ключа Michelin: The Peninsula Istanbul — Стамбул Argos in Cappadocia — Невшехир Museum Hotel — Невшехир
3 ключа Michelin: Four Seasons Hotel Istanbul at Sultanahmet — Стамбул
Наибольший рост оборотов за первые девять месяцев этого года оказался у турагентств: +18%. Количество проданных туров также увеличилось — на 12%, сообщает ТАСС со ссылкой на данные IT-компании «Эвотор». Редакция Profi.Travel выяснила причины неожиданного лидерства у самих турагентов.
«За девять месяцев 2025 года наилучшую динамику по оборотам и количеству транзакций продемонстрировали турагентства: обороты выросли на 18% (в III квартале — на 19%), а количество продаж туров — на 12% (в III квартале — 8%)», — говорится в исследовании компании.
Отнести эти цифры на счет роста внутреннего туризма нельзя: согласно отчету вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, за первые 8 месяцев 2025 г. поездок по России оказалось всего на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Не говоря уже о том, что большинство туристов не обращается к турагентам, отправляясь в путешествие по собственной стране. С зарубежным туризмом ситуация более оптимистическая, однако данных за три квартала пока нет — есть только приблизительные оценки туроператоров за лето: рост продаж на 20%.
И все же турагенты считают, что в лидеры по росту оборотов они выбились не только из-за увеличения спроса. Одна из причин очевидна: туры продолжают дорожать, из-за этого растут и денежные потоки, проходящие через компанию. Вторая — не так заметна со стороны, но не менее важна: это обеление рынка.
«Сто процентов в зафиксированном росте оборотов сыграло свою роль обеление рынка — налоговая шерстит всех, проверяет любые транзакции вплоть до переводов физлиц на карты, — объясняет гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. — В результате на сегодняшний день объемы платежей вчерную упали глобально. Хотя, конечно, не до нуля. Дело в том, что на такие оплаты часто провоцируют агентов сами туроператоры, предлагая им такие варианты оплаты в нерабочее время, выходные дни и праздники. Хотя ясно, что достаточно туристу написать заявление, и агенту прилетит штраф и от Роспотребнадзора, и от налоговой».
Эксперт добавил: эта тенденция будет только нарастать. «Через 2–3 года серых зон не останется вовсе. В этом году объявили о введении НДС для фирм с доходами свыше 10 млн рублей. Это уже затронет крупные компании. А в ближайшие пару лет можно ожидать дальнейшего снижения этого порога — где-то до 3 млн рублей. И тогда это коснется уже всех, кроме, может быть, самых маленьких агентств», — пояснил он.
Как отметили в независимых агентствах, с руководителями которыми поговорил корреспондент Profi.Travel, обеление рынка действительно заметно, но связано в первую очередь не с ужесточениями контроля Налоговой инспекции. По их словам, гораздо большую роль сыграл ставший в этом году фактически обыденностью план «Ковер».
«Постоянные задержки рейсов, причем значительные — иногда на сутки, особенно у востребованных Turkish Airlines на самом популярном зарубежном направлении — Турции — привели к тому, что агентства все реже используют альтернативные способы оплаты. Переводы средств туриста туроператору через терминалы уходят в прошлое именно поэтому: тысячи агентств ежедневно сталкиваются с претензиями клиентов по переносам и отменам рейсов. Это вынуждает их уходить в белое поле гораздо больше, чем налоговая», — рассказал директор одной из столичных турфирм на условиях анонимности.
При этом он добавил: рост продаж тоже сказался на показателях динамики оборотов турагентств. По его мнению, 2025 год оказался для рынка гораздо более успешным, чем любой из последних четырех лет. «Конечно, на доковидный уровень мы еще не вышли, но впервые подошли к нему достаточно близко», — прокомментировал он. Впрочем, есть и другое мнение: за последние годы значительное количество агентств ушло с туристического рынка, в связи с чем оставшиеся ощущают увеличение объемов продаж.
