Отелям решили продлить льготы до 2030 года, а про туроператоров промолчали

Отелям решили продлить льготы до 2030 года, а про туроператоров промолчали

Власти собираются продлить нулевую ставку НДС для гостиниц и других объектов размещения до 2030 года. Об этом сегодня, 22 мая, сообщили в телеграм-канале правительства РФ. О том, будет ли продлена налоговая льгота для туроператоров по внутреннему и въездному туризму, председатель правительства Михаил Мишустин не сказал. Для них срок действия послаблений истекает 30 июня 2027 года.

Он добавил, что кроме того, порог освобождения от НДС для организаций общественного питания — кафе, баров, ресторанов и т.д. — вырастет с 2 до 3 млрд руб. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже разработаны.

«Такие решения позволят укрепить развитие отрасли, придадут ее динамике дополнительный импульс, что положительно отразится и на смежных сегментах, где много представителей малого и среднего бизнеса», — пояснил Михаил Мишустин.

Профессионалы турбизнеса обратили внимание на то, что об аналогичном продлении нулевой ставки для туроператоров он не упомянул. Это вызывает беспокойство на рынке. Как ранее объясняли эксперты, льготный НДС для отелей и отсутствие этого послабления для туроператоров создает перекос в налогообложении отрасли. В этой ситуации туроператорские компании вынуждены взять этот «выпавший» налог на себя, что повышает цены на их турпродукты.

Те же проблемы актуальны и для компаний, которые продают туры в Россию иностранным туристам. «Основная часть стоимости турпакета во въездном туризме приходится на гостиницу, а отели от НДС освобождены. Туроператоры по въездному туризму однозначно должны получить льготы по НДС, чтобы хоть как-то сосуществовать с этим нулевым гостиничным налогом», — поясняла ранее гендиректор туроператора «Тари-Тур» Марина Левченко.

При этом, по словам экспертов, даже сейчас, когда нулевая ставка действует, туроператорам, которые занимаются внутренним и въездным туризмом, непросто конкурировать с прямыми бронированиями. Проблема в том, что под нее попадают немногие — она распространяется только на турпродукты. А не на размещение плюс трансфер или экскурсионные туры, то есть не на те услуги, которые в основном и предлагают компании, специализирующиеся на внутреннем и въездном туризме. Из-за этой коллизии в отрасли и разгорелись споры о том, нужно ли менять определение турпродукта.

Кроме того, на рынке напоминают: если до 2025 года многие туроператоры не платили НДС, так как работали по упрощенной системе налогообложения, то с января оплачивать этот налог приходится всем, чей доход превышает 60 млн руб. в год.

22 мая «Парламентская газета» опубликовала материал, в котором прозвучала идея наполнять фонд персональной ответственности туроператоров (ФПО) за счет так называемого налога на выезд, а тратить средства из него — на социальные программы. Например, на некую альтернативу туристического кешбэка для семей участников СВО, а также детей. Как пояснили Profi.Travel эксперты, на самом деле сейчас обсуждается другая инициатива, связанная с ФПО. Нет, не тратить деньги одних туристов на отдых других, и не финансировать соцпрограммы за счет средств туроператоров, а разрешить им использовать скапливающиеся в фонде проценты на развитие бизнеса.

«На мой взгляд, мы должны в первую очередь поддерживать детский отдых и различные категории, например участников СВО и их семьи. Поддерживать нужно с учетом общего роста цен на отдых. Думаю, что Правительство пока не готово пойти на такие прямые субсидирования, как туристический кешбэк, поэтому нужно работать в целом над снижением стоимости путешествий», — цитирует «Парламентская газета» зампреда Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталью Костенко. По ее словам, есть предложение переформатировать ФПО, ввести условный «налог на выезд» и за счет него пополнять фонд, а деньги направить, в том числе на социальные программы.

Эксперты предположили, что произошло некое недопонимание. «Фонд персональной ответственности по закону имеет совершенно конкретное назначение. Средства расходуются на компенсацию ущерба, который понесли туристы из-за проблем у туроператора, — подчеркнул председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин. — Нужно сказать, что фонд достаточно неплохо с этим справляется. Сейчас 154 туроператора используют его как альтернативный вид обеспечения своей ответственности вместо страхования или банковской гарантии».

При этом средства фонда — это личные деньги туроператоров, а не Ассоциации «Турпомощь» и тем более — не государства. Директор и соучредитель Национального союза профессионалов туриндустрии (НСПТ) Владимир Каганер подчеркнул: туроператоры действительно обсуждали с представителями Госдумы варианты инвестиций в бизнес на благо развития внутреннего туризма процентов с тех средств, которые сейчас лежат в ФПО «мёртвым грузом». Но их предложения звучали иначе.

Эта тема поднималась на заседании рабочей группы при Комитете Госдумы по туризму, которое состоялось 15 апреля. По словам Юрия Барзыкина, речь шла о том, чтобы дать возможность использовать излишки ФПО на те цели, которые согласует государство. Он подчеркнул, что сегодня у всех крупных туроператоров, которые раньше считались игроками выездного рынка, уже до 60% объема продаж приходится на внутренний туризм. Соответственно, их средства могли бы быть направлены на развитие внутреннего туризма. Но не через общие государственные программы или фонды, а так, чтобы каждая компания могла инвестировать в то, что будет для нее рентабельно, а значит, выгодно для туристов. Например, в чартеры или блоки мест в российские регионы, как это было во время пандемии, когда государство пообещало субсидии за полетные программы.

Владимир Каганер подтвердил: операторы могли бы использовать проценты с излишков средств в ФПО и на чартерные программы, и на авансирование отелей на территории России, и на инвестпроекты — вариантов много.

Их перечень, пояснил Юрий Барзыкин, сейчас в разработке. Однако в нем нет предложения тратить эти средства на кешбэк для определенных категорий туристов, вне зависимости от того, где они в итоге забронируют путешествие. «Об этом речи не шло и идти не может, — уверен эксперт. — Это противоречит самой идее создания фонда персональной ответственности».

Что касается так называемого налога на выезд, то это предложение также не находит поддержки у профессионалов турбизнеса. «Представляется, что это достаточно непродуманное заявление — у нас свобода передвижения прописана в Конституции, нельзя взимать за это дополнительную плату», — отметил Юрий Барзыкин.

«Некорректно поддерживать одних туристов за счет средств других или же за счет бизнеса. Ни в одной сфере экономики нет подобных примеров. Кроме того, мы в НСПТ неоднократно объясняли, что вот эта тема некоего «общака» вместо фондов персональной ответственности, когда за счет одних компаний будут получать прибыль другие, очень опасна. Она ни экономически, ни юридически не обоснована», — добавил Владимир Каганер.

Эксперты подчеркнули, что сейчас не обсуждаются и не готовятся законы о том, чтобы изымать средства из ФПО или вводить «налог на выезд».

Напомним, еще осенью прошлого года президент РСТ Илья Уманский предложил ввести единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого реализованного выездного турпродукта, однако в Госдуме эту идею не поддержали.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

20:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025