Папа Лев XIV — революционер или прагматик?
Через несколько месяцев после восхождения на престол Святого Петра папа Лев XIV представил миру свое программное видение будущего католической церкви. Апостольское увещевание «Dilexi Te» («Я возлюбил тебя»), подписанное в день памяти святого Франциска Ассизского и обнародованное 9 октября, стало манифестом нового понтификата, однако пока довольно осторожным, ведь выдержано оно было в стилистике предыдущего главы Ватикана Франциска.
Бедность как многомерная реальностьВ 121 пункте документа, разделенного на пять глав, Лев XIV представил свое целостное видение христианской ответственности перед лицом глобального неравенства. Понтифик призвал отказаться от упрощенного понимания бедности как исключительно экономического феномена. Вместо этого он рисует картину многоуровневого кризиса, охватывающего социальную маргинализацию, лишение базовых прав и свобод, культурное обнищание и духовную опустошенность.
«В бедных мы видим Христа» — эта формула, ставшая лейтмотивом документа, определяет не просто благочестивое отношение, но фундаментальный критерий подлинности христианской жизни. Папа настаивает: вера без конкретных действий становится пустой декларацией.
Особую силу документу придает его прямота в оценке современных реалий. Лев XIV не постеснялся использовать резкие формулировки, говоря об «экономике, которая убивает», системах, требующих массовых жертв ради благополучия немногих избранных, и культуре, в которой бедные становятся невидимыми — словно их вовсе не существует.
«Dilexi Te» при этом не просто декларация, а конкретная программа действий, которая включает структурные реформы экономических систем, создание механизмов реального участия бедных в принятии решений, развитие инклюзивных моделей модернизации, активное взаимодействие церкви с государственными и гражданскими институтами. Документ призывает к радикальному пересмотру самих критериев успеха в современном обществе. Папа словно бросает вызов культуре, где богатство и потребление ставятся выше человеческого достоинства, и заявляет о необходимости формирования новых ценностных ориентиров.
Лев XIV как член августинианского монашеского ордена в своем документе многократно ссылается на святого Августина, а также других отцов церкви и классические энциклики по социальным вопросам, например «Rerum Novarum» Льва XIII и «Caritas in Veritate» Бенедикта XVI. Особое внимание нынешний понтифик уделил связи с наследием папы Франциска, и в документе прямо говорится, что часть его содержания была подготовлена еще предшественником действующего главы Ватикана.
Новый набор в армию Ватикана: на присяге произошло уникальное событие Что делать?
В то же время «Dilexi Te» не является простым продолжением предыдущих учений. Документ отличает особая острота в постановке вопросов миграции, растущего глобального неравенства и элитаризма. При всей вдохновляющей силе документа нельзя не отметить сложности, с которыми, скорее всего, столкнется его практическое воплощение. Критики уже задаются вопросом: насколько реалистично ожидать, что призыв папы приведет хоть к каким-то изменениям в наше секулярное, если не сказать атеистическое время?
© Владимир Астапкович/РИА Новости
При этом внутри самой церкви документ может усилить напряжение между консервативным и прогрессивным крыльями. Некоторые представители духовенства уже высказывают опасения, что увещевание слишком «политизировано» и смещает акцент с доктринальных вопросов веры на «социальный активизм».
Существует также проблема культурной адаптации. В странах с массовой бедностью ресурсы для реализации амбициозных программ крайне ограничены. В богатых обществах, напротив, может возникнуть сопротивление самой идее радикального пересмотра экономических приоритетов.
«Dilexi Te», несмотря на все вызовы, многими уже сейчас воспринимается как определяющий документ нового понтификата. Он задает тон и направление не только для церковной иерархии, но и для миллионов католиков по всему миру, призванных стать не пассивными наблюдателями, а активными участниками борьбы за социальную справедливость.
Деньги любят счетОднако нововведения Льва XIV касаются не только вопросов социальной политики и веры. Понтифик подписал в конце сентября папский рескрипт motu proprio (по собственной инициативе. — лат.) под заголовком Coniuncta Cura («Общая забота»). Этот документ в сущности отменяет один из ключевых нормативных актов, введенных при папе Франциске в 2022 году. Речь идет о передаче всех финансовых активов и ликвидности под исключительное управление IOR (Института дел религии, который еще называют в просторечье Банком Ватикана) как централизованного финансового центра Римской курии.
Теперь к Администрации по управлению имуществом Святого престола (APSA) вновь возвращаются полномочия главного распорядителя активов Ватикана, хотя ее операции по-прежнему могут осуществляться только через IOR. Тем не менее, понтифик допустил использование сторонних финансовых посредников, не связанных с Ватиканом, если компетентные органы (например, Комитет по инвестициям) сочтут этот вариант более выгодным.
Таким образом, утратило свою силу распоряжение 2022 года, которое централизовало все инвестиции в IOR и запретило другим институтам обращаться к внешним финансовым структурам. Можно сказать, что Coniuncta Cura представляет собой отход от чрезмерной концентрации власти финансового управления к более сбалансированной модели. Более того, теперь различные органы Святого престола смогут вновь выйти на международные рынки или заключать договоры с банками.
С момента введения центральной модели 2022 года многие внутри Ватикана выражали недовольство, ведь концентрация полномочий в IOR рассматривалась как избыточная мера, ограничивавшая автономию Римской курии. При этом реформа должна и повысить прозрачность финансов католической церкви и защитить ее от коррупции и скандалов.
Можно сказать, что Coniuncta Cura знаменует собой важный шаг, который показывает, что Лев XIV готов серьезно заниматься не только духовными делами, но и управлять огромным административным и финансовым аппаратом Римской курии и, более того, идти на отмену решений своего предшественника.
Революция или эволюцияТак что же, Лев XIV все-таки следует полностью в «фарватере» своего предшественника или же готов пойти на радикальные изменения политики Ватикана? Ответ скорее парадоксален — и то и другое одновременно.
Папа Римский Франциск © Владимир Астапкович/РИА Новости
На первый взгляд, «Dilexi Te» практически полностью повторяет идеи Франциска. А тот факт, что представляли документ кардиналы Майкл Черни и Конрад Краевский, которых некоторые эксперты называют близкими к прошлому понтифику, можно считать дополнительным подтверждением этого. Однако Черни уже 79 лет готовится уйти на пенсию, и у руководимой им Дикастерии по содействию целостному человеческому развитию вскоре появится новый глава. Одновременно с этим и Краевский, возглавляющий Дикастерию по служению благотворительности, уже не считается таким влиятельным кардиналом, ведь его служба еще при Франциске начала потихоньку терять свою значимость после принятия Praedicate Evangelium (лат. «Проповедуйте Евангелие») — апостольской конституции 2022 года, которая реформировала структуру Римской курии.
Так что этот символический жест во многом можно охарактеризовать как «прощание» Льва XIV с наследием бывшего главы церкви или, например, как делает специалист по Ватикану Андреа Гальярдучи, рассматривать как награду перед отставкой (в случае Черни) либо о переосмыслении обязанностей (в случае Краевского) . В то же время сохраняется существенная и теологически неоспоримая часть роли Папы Франциска, например, его забота о бедных и внимание к социальным вопросам.
На данный момент можно сделать вывод, что Лев XIV выбрал для себя модель постепенной эволюции католической церкви. Многие консерваторы критиковали предыдущего понтифика за его либеральные взгляды и попытки, как им казалось, «заигрываний» со спорными темами, например однополыми браками, однако у Франциска было и много сторонников среди верующих, которых привлекали его открытость и акцент на простоте. Теперь нынешнему главе Ватикана придется осторожно выстраивать свою политику, чтобы не растерять ни тех, ни других. Получится ли у главы Святого престола сохранить баланс, покажет только время, но в любом случае в нынешнее неспокойное время это один из немногих путей, чтобы сберечь тысячелетнюю структуру католической церкви.
Папа римский считает малореалистичным посредничество Ватикана по Украине