Пашинян альянсам не верит: «конституционный ва-банк» перед парламентскими выборами?
Ранее на этой неделе видные представители правящей в Армении партии «Гражданский договор» (ГД) отметились примечательными заявлениями.
Председатель Национального собрания республики Ален Симонян в беседе с журналистами выразил уверенность в том, что ГД на предстоящих в июне 2026 года парламентских выборах сможет набрать простое большинство голосов (50% + 1 голос) для самостоятельного формирования правительства. Таким образом он ответил на вопрос о возможном вступлении премьерской партии в предвыборные коалиции. Согласно спикеру армянского законодательного органа, в этом нет никакой необходимости и ГД уверена в своих силах по достижению заветной цели в одиночку.
Главным инструментом получения поддержки со стороны большинства избирателей страны близкий соратник премьер-министра Никола Пашиняна назвал активное общение с гражданами в ходе предвыборной кампании. «Хождение в народ» на самом деле считается сильной стороной лидера «бархатной революции» 2018 года, Пашинян за прошедшие семь лет зарекомендовал себя искусным оратором. Впрочем, у местной оппозиции коммуникационные способности премьера именуются «популизмом», а также «манипулированием» общественными настроениями. Но сейчас не об этом.
Выраженная Симоняном уверенность в способности правящей партии к воспроизводству у власти в «одиночном режиме» должна основываться на чём-то существенном в политическом плане, чтобы не оказаться ничем не подкреплённым в реальности оценочным суждением.
Текущий рейтинг ГД, согласно последнему опросу в республике (проведён на рубеже апрель — май), менее 12%. При этом кредит доверия Пашиняну и его партии довольно медленными темпами, но всё же неуклонно снижается в ретроспективе четырёх лет, прошедших с досрочных парламентских выборов 2021 года. Если даже предположить, что опросы значительно «занижают» реальный рейтинг ГД, например, втрое, то даже с поддержкой избирателей на уровне около 35% цель самостоятельного формирования вертикали исполнительной власти в парламентской республике представляется для ныне ведущей политической силы весьма призрачной. А, как уже объявили из команды Пашиняна, вступать в блоки и идти на выборы единым фронтом с политическими союзниками в ГД не намерены.
Важно заметить, что таких союзников у премьерского политобъединения в настоящее время критически мало. Причём подобная ситуация не имеет серьёзных предпосылок, чтобы в обозримой перспективе, до наступления лета следующего года, измениться в пользу ГД. Что касается возможной прибавки к рейтингу этой партии в случае создания гипотетического альянса с близкими ей политсилами, то она ещё более незначительная. Партия «Республика» и ряд других прозападных групп, в прошлом году ставших инициаторами внесения в парламент законопроекта о начале процесса вступления Армении в Европейский союз (принят во втором и окончательном чтении 26 марта 2025 года), остро нуждаются в серьёзной поддержке избирателя. «Республика» с текущим рейтингом в районе двух процентов далека от преодоления проходного барьера в парламент (5%). Шансы других «карликовых» политических партий с еэсовской повесткой на получение депутатских мандатов в случае участия в выборах поодиночке или даже «единым фронтом» (проходной барьер для блоков — 7%*) вовсе близки к абсолютному нулю. Поэтому нежелание вступать в альянсы с идеологически близкими участниками политического процесса у ГД, скорее, нет от осознания собственной самодостаточности, а в силу понимания заведомой безрезультатности такого предвыборного объединения.
Выборы 2021 года подтвердили для правящей партии своеобразную электоральную закономерность: она не может рассчитывать на поддержку большинства в крупных городах, но «добирает» голоса, недостающие до отметки «50% + 1», среди сельского избирателя. Именно он был и остаётся социальной основой ГД, авангардом её электоральной поддержки.
Две последние по времени сравнительно крупные избирательные кампании в Армении — выборы Советов старейшин (законодательных собраний) в Ереване (17 сентября 2023 г.) и Гюмри (30 марта 2025 г.) — продемонстрировали результат ГД, который, по всей видимости, близок к нынешнему реальному рейтингу правящей партии. В столице она получила 32,75% голосов, во втором по величине городе республики — 36%. Но даже если добавка сельского избирателя к этой «средней электоральной температуре» ГД по всем армянским городам станет весомой в июне 2026 года, взятие Пашиняном по итогам предстоящих парламентских выборов высоты в «50% + 1» голосов остаётся довольно иллюзорным.
Перед выборами 2021 года, проведение которых в досрочном порядке стало фактически вынужденным шагом Пашиняна под давлением оппозиции (она указывала на кардинальное изменение внутриполитической ситуации после проигранной Арменией второй карабахской войны осенью 2020 года), премьер ставил перед своей командой амбициозную на тот момент цель — «не менее 60%». По факту получилось набрать 54%, ровно столько, сколько требует законодательство для формирования стабильного большинства в Национальном собрании. Вероятно, ближе к старту избирательной кампании 2026 года Пашинян спустит сверху новую предвыборную разнарядку: обеспечить результат, сопоставимый с показателем пятилетней давности.
При любом внутриполитическом раскладе лидер «бархатной революции» будет нуждаться в прорывных решениях в ходе избирательной кампании, дабы добиться предполагаемой нами цели. Одним только «хождением в народ» успех вряд ли достижим.
Поиск Пашиняном упомянутого прорыва напрашивается на внешнеполитическом фронте, прежде всего — в подписании мирного договора с Азербайджаном. Согласование текста «исторического документа» Ереван и Баку завершили в середине марта 2025 года. Вслед за этим азербайджанская сторона подтвердила свою прежнюю позицию: заключение мира возможно при условии удаления из нынешней Конституции Армении «территориальных претензий» к Азербайджану, а также официального роспуска Минской группы ОБСЕ (с начала 1990-х годов обеспечивала международное посредничество в урегулировании карабахского конфликта). Пашинян ранее уже дал понять, что второе условие в целом выполнимо и его можно реализовать в сжатые сроки. Однако в случае с «конституционным ультиматумом» Баку подобная оперативность по срокам крайне затруднительна.
Так или иначе, но и здесь команда Пашиняна демонстрирует готовность зафиксировать результат как можно раньше. На днях министр юстиции Србуи Галян указала на возможность подготовки текста нового Основного закона республики (предположительно, в нём уже не будет ссылки на Декларацию независимости Армении 1990 года, которая и легла в основу указанного «ультиматума» от азербайджанского руководства) в течение 10 месяцев, то есть примерно к марту следующего года. Если так, то у Пашиняна может возникнуть соблазн условно объединить два вопроса — парламентские выборы и конституционный референдум. Предложив согражданам проголосовать по обоим политическим поводам в один день, как мы уже отмечали ранее, Пашинян серьёзно рискует в плане возможной потери голосов для ГД. Впрочем, ближе к июню 2026 года предвыборные расчёты могут претерпеть изменения и «единый день голосования» потенциально сулит правящей партии тот самый прорыв.
Пашинян сделает основную ставку на достижимость мира с Азербайджаном только при его нахождении у власти, в противном случае, как начнут предупреждать сограждан в правящей партии, резко вырастает риск новой войны, вплоть до её «неибежности». Таков, пожалуй, будет главный посыл ГД и её лидера в предстоящий предвыборный период, если команда Пашиняна всё же решится пойти в «конституционный ва-банк», одновременно поставив на кон своё воспроизводство у власти и проводимую мирную повестку. Шанс на прорыв для ГД в том, что армянский избиратель, поставленный перед выбором меньшего из внутриполитических зол и явно не желающий новой войны, проголосует и за правящую партию и за её «мир до победного конца» с Азербайджаном.
Сведение двух факторов — желание граждан обеспечить внутреннюю стабильность и не допустить нового вооружённого конфликта с соседней страной — в одной «точке голосования» не гарантирует ГД достижение результата «50% + 1». Но это, как нам представляется, на сегодня наиболее прагматичный подход правящей партии, трезвая оценка её реальных шансов в третий раз сформировать правительство исключительно собственными силами.
Удастся ли радикальной оппозиции убедить армянского избирателя в обратном и каким именно образом это осуществить с учётом сохраняющегося внутриполитического баланса сил по принципу «власть слаба, но оппозиция ещё слабее», вопросы, на которые оппоненты Пашиняна, пожалуй, до сих пор не могут найти вразумительных ответов.
*Согласно поправкам в Избирательный кодекс Армении от 2021 года, проходной барьер в парламент, начиная со следующих после 2026 выборов, повышен для партийных блоков с 7 до 8% (для альянсов из трёх партий и до 10% для блоков из четырёх и более партий), а для отдельных партий, напротив, снижен с 5 до 4%.