Пашинян предложил Алиеву «единый день подписания»

Пашинян предложил Алиеву «единый день подписания»

Армения предлагает Азербайджану одновременно подписать мирный договор и совместное заявление о роспуске Минской группы (МГ) ОБСЕ. Об этом сегодня, 15 апреля, в Национальном собрании республики заявил премьер-министр Никол Пашинян.

«Я неоднократно говорил, что (предложение Азербайджана о роспуске Минской группы) является понятной повесткой дня для Армении. Если мы закрываем страницу с карабахским конфликтом, а мы это делаем, то в чём смысл существования структуры, занимающейся конфликтом? Но Минская группа ОБСЕ, по крайней мере де-факто, имеет более широкий контекст, и мы хотим быть уверены, что Азербайджан не считает роспуск Минской группы шагом к закрытию конфликта на территории Азербайджана и переносу его на суверенную территорию Республики Армения», — привлёк внимание премьер-министр.

Под таким «переносом» конфликта армянская сторона прежде всего понимает предъявление властями соседней страны требования о возвращении азербайджанского населения в «Западный Азербайджан», под которым подразумеваются нынешние восточные регионы Республики Армения, в частности Сюникская область. В Баку после второй карабахской войны была создана общественная организацию «Община Западного Азербайджана», добивающаяся возвращения этнических азербайджанцев, «насильственно изгнанных» после начала карабахского конфликта с армянской территории. «Западные азербайджанцы» пользуются широкой поддержкой государственных структур, что даёт Еревану основания видеть в этом самую серьёзную угрозу, правда, пока потенциального характера, для своей территориальной целостности.

Касаясь требования Азербайджана об изменении Конституции Армении, премьер-министр отметил, что «только Конституционный суд Республики Армения может дать официальное толкование текста Конституции Армении». Пашинян далее напомнил о решении Конституционного суда (КС) республики от 26 сентября 2024 года, которым постановляется, что ссылка на Декларацию независимости 1990 года в преамбуле армянской конституции относится исключительно к положениям декларации, непосредственно закреплённым в статьях Основного закона. КС Армении тем самым постановил, что положения, которые содержатся в Декларации независимости республики, но прямо не прописаны в её конституции, не имеют юридической силы.

Официальный Баку утверждает, что в действующей Конституции Армении закреплены «территориальные претензии» к Азербайджану. В преамбуле Основного закона содержится ссылка на Декларацию независимости, в которой в свою очередь упоминается объединение Армении и Нагорного Карабаха.

Правительство Пашиняна категорически отказывается связывать требование Азербайджана об удалении из армянской конституции «территориальных притязаний» к соседней стране с инициированной ранее премьером конституционной реформой. Ереван считает её исключительно своим внутренним делом и преследующим сугубо внутреннюю цель: предоставить гражданам возможность проголосовать за новую конституцию в рамках концепции «Реальная Армения». Однако вопрос имеет очевидный политический подтекст, причём далеко не только внешнего свойства.

Дело в том, что основную социальную базу лидера «бархатной революции» 2018 года и возглавляемой им правящей партии «Гражданский договор» составляют граждане Армении, которых можно отнести к условной категории «решительных пацифистов». Они выступают за скорейшее заключение мира с Азербайджаном и отказываются считать карабахский конфликт неразрешённым. Более того, они полагают данный конфликт «навязанным» народу Армении двумя бывшими президентами страны — Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном, лидерами «карабахского клана».

Вместе с тем значительная часть избирателей, которые продолжают поддерживать нынешнее правительство, отвергает изменение Конституции Армении «под диктовку» Азербайджана. Пашиняну пока не удаётся переубедить весь свой актуальный электорат в обратном, об этом свидетельствуют данные последних опросов, в ходе которых даже в целом лояльные властям граждане высказываются резко против удовлетворения «конституционного ультиматума» со стороны Баку.

Ранее Пашинян не исключил проведение очередных парламентских выборов, запланированных на июнь 2026 года, и конституционного референдума в один день. Однако, как мы уже обращали внимание, «единый день голосования» представляет для него серьёзный риск, связанный с потерей голосов в ходе предстоящей избирательной кампании.

Президент Ильхам Алиев преследует свои интересы во всей истории вокруг выдвинутого им «конституционного ультиматума». Именно отказ от «территориальных претензий», якобы содержащихся в Основном законе Армении, позиционируется им главным условием на пути к заключению мира. Впрочем, очевидным представляется тот факт, что в роспуске МГ ОБСЕ азербайджанский лидер с внешнеполитической точки зрения заинтересован никак не меньше. Это поставило бы фактическую точку в карабахском конфликте, подвело бы последнюю черту под его международно признанным характером. Напомним, основную работу по сближению сторон конфликта в рамках Минской группы осуществляли её три сопредседателя — представители России, Франции и США. Демонтаж посреднических услуг трёх мировых держав, вкупе с другими политическими и правовыми обстоятельствами, означает окончательное признание Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.

Руководство Азербайджана также прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что реформа конституции в Армении — это сравнительно длительный процесс, в отличие от роспуска МГ ОБСЕ, на что уже получено принципиальное согласие Еревана. Однако Баку всё же полагает более выгодным для себя отсрочить подписание мирного договора, дожидаясь соответственно более подходящей для него конъюнктуры в отношениях с основными центрами силы. Поэтому можно с уверенностью предположить отклонение Алиевым озвученного Пашиняном в этот вторник предложения подписать два документа в один день.

О такой возможности и готовности к ней Еревана в конце прошлой недели во время панельной дискуссии «Вызовы и возможности регионального сотрудничества на Южном Кавказе» на дипломатическом форуме в турецкой Анталье заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. Сделал он это в присутствии азербайджанского коллеги Джейхуна Байрамова.

«Структуры Минской группы могут быть распущены, когда конфликта больше нет. Это очень интересный вопрос: есть ли у нас сейчас конфликт или нет? У нас нет фактического конфликта на местах, но у нас нет подписанных и ратифицированных документов для установления мира и начала внутренних отношений. Решение для нас очевидно: мы должны подписать соглашение и положить конец этому конфликту институциональным путём. Если хотите, мы можем распустить Минскую группу в тот же день или через десять минут (после подписания мирного договора. — Ред.), один документ за другим», — отметил Мирзоян.

В политических расчётах Азербайджана присутствует и внутриармянский компонент. С прошлого года Баку обращает внимание на то, что стремится подписать мир «не с Пашиняном, а с Арменией». В подобной расстановке акцентов просматривается интерес Алиева выяснить глубину и необратимость отказа от Карабаха со стороны граждан соседней страны. И сделать это не столько с помощью парламентских выборов в Армении, если, конечно, по их итогам премьерской партии удастся сохранить власть, сколько через конституционный референдум. Последний будет интересовать Баку исключительно в одном аспекте — проголосует или нет армянский избиратель за текст Основного закона, где не будет ссылки на Декларацию независимости.

Дополнительный риск для Пашиняна представляет прогнозируемая низкая явка граждан на референдум, если его всё же решат проводить отдельно от парламентских выборов и уже в 2027 году. Местные наблюдатели загодя не исключают провала конституционного референдума, поскольку для его проведения необходимы довольно жёсткие условия. Парламент должен одобрить проект новой конституции 2/3 голосов, после этого он выносится на всенародное голосование. Согласно статье 207 действующего Основного закона, референдум будет считаться состоявшимся, если «за» проголосует более половины участников, но не менее четверти всех граждан, имеющих право голоса.

Напомним, стороны 13 марта объявили о завершении переговоров по разработке соглашения «Об установлении мира и межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой». Текст проекта мирного договора с тех пор полностью согласован, но сроки и место его подписания остаются в неопределённости ввиду выдвигаемых Баку двух вышеуказанных условий.

 

EADaily EADaily

14:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025