Пассажирам станет легче вернуть деньги за авиабилет в случае болезни
В следующем году пассажирам станет проще вернуть деньги за авиабилеты, если они не смогли отправиться в полет из-за болезни. С 1 марта вступает в силу приказ Минтранса, которые вносит поправки в Федеральные авиационные правила. Как рассказали 3 декабря Profi.Travel юристы, документ конкретизирует многие процедуры, что сделает их удобнее для пассажиров
Когда проболел свой рейсОдна из важных поправок касается вынужденного отказа от перелета в случае болезни. «В первоначальной редакции указано, что требования к медицинским документам «определяются правилами перевозчика». В новой редакции эта фраза исключена. Говорится лишь, что пассажир должен предоставить медицинские документы, подтверждающих болезнь на дату отправления рейса», — отметил юрист компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Юрий Щербинин.
Сейчас, когда перевозчики сами определяют требования, они могут отказывать в возврате, несмотря документальное подтверждение болезни. Например, весной этого года пассажирке не удалось вернуть деньги за авиабилет «Победы». Накануне вылета туристка заболела. По рекомендации врача отказалась от полета и запросила у перевозчика возврат, предъявив справку об амбулаторном лечении. Однако «Победа» отказала из-за отсутствия больничного листа. В правилах перевозчика прописано: подтвердить болезнь можно только листом нетрудоспособности, оформленным в электронном виде (ЭЛН) (исключение — студенты, пенсионеры, военнослужащие).
Нюанс в том, что больничный лист в принципе не оформляется тому, кто официально не трудоустроен или не стоит на учете в службе занятости. Кроме того, пассажир может иметь противопоказания к полету из-за болезни, но не быть при этом признан временно нетрудоспособным. Однако Конституционный суд отказался рассматривать жалобу пассажирки, мотивируя это именно тем, что перевозчик вправе сам устанавливать требования в этом случае.
По мнению юриста, формально ситуаций, когда авиакомпания детально регламентирует вид медицинских документов, например, требует справку определенной формы, станет меньше. При этом у перевозчика сохраняется право оценивать их достоверность, соответствие правилам (болезнь на дату вылета).
«Конкретный перечень документов в новых правилах не установлен, что, по нашему мнению, может привести к неоднозначности на практике», — отметил Юрий Щербинин.
Сейчас «Аэрофлот», S7, «Уральские Авиалинии» и многие другие принимают не только ЭЛН, но и различные справки из медицинских учреждений. Например, у «Аэрофлота» и S7 в перечне документов, которые служат подтверждением болезни, есть выписка из амбулаторной/стационарной карты; выписной эпикриз; заключение врачебной комиссии; выписка из журнала обращений в лечебное учреждение.
Вероятно, примерно такой же перечень или более расширенный перевозчики будут принимать после вступления поправок в силу.
Отказаться от задержанного рейса без штрафаВ других аспектах поправки конкретизируют ФАП. Например, если сейчас длительность задержки рейса для вынужденного отказа от перевозки с возвратом средств за авиабилет не уточняется, то в новой редакции — это более 30 минут от указанного в билете времени отправления рейса.
Кстати, конкретизирован и сам момент «отправления рейса». Это, обращает внимание Юрий Щербинин, время начала буксировки воздушного судна или его движения с места стоянки на тяге собственных двигателей.
Уточняется в приказе и то, как пассажир с билетом туда-обратно или со стыковками может сохранить право воспользоваться остальными сегментами перелета при опоздании на один из рейсов.
«Новый п. 27 правил устанавливает, что пассажир должен уведомить перевозчика о намерении лететь дальше до окончания регистрации на пропущенный рейс. Если уведомил — последующие участки маршрута не аннулируются», — пояснил Юрий Щербинин.
Если пассажир опоздал в аэропорту на регистрацию или посадку, он может сохранить следующие участки маршрута, если:
Уведомит перевозчика не позднее чем через 2 часа после вылета пропущенного рейса и до окончания регистрации на следующий рейс. Время между вылетом пропущенного рейса и вылетом следующего составляет не менее 24 часов. Условия перевозки на следующих участках не изменяются.В документе также детально описана процедура посадки семей с детьми до 12 лет: даётся определение соседних мест (рядом в одном ряду, либо через проход, либо на соседних рядах).
Если с ребенком летит несколько взрослых, они могут выбрать, кому достанется соседнее место с ребенком.
День-ночь и ручная кладьЕсть в документе и другие уточнения и изменения. Например, как отметил Юрий Щербинин, прописано, как должны обслуживаться пассажиры при задержках рейсов.
Например, напитки необходимо предоставить не позднее, чем в течение одного часа по истечении двух часов ожидания начала посадки. Питание — в течение двух часов после четырех часов ожидания. Если туристы ждут вылета 8 часов днем и 6 часов ночью, то после этого в течение двух часов их должны разместить в гостинице. Дневное время — с 6 часов 1 минуты до 22 часов, ночное — с 22 часов до 6 часов.
Кроме того, в документе уточняется, что пассажир может взять в салон в качестве ручной клади сверх нормы, установленной авиакомпанией, а также правила оплаты за перевозку негабаритного багажа служебных собак, комнатных животных и птиц. Указан порядок возврата средств при отказе от перевозки.
Есть поправки, касающиеся оформления и выдачи посадочных талонов.
«Можно сделать вывод, что новые правила однозначно стали более детализированными и справедливыми для пассажиров», — подчеркнул Юрий Щербинин.
Airbus выпустил уведомление эксплуатанта (AOT) для авиакомпаний по всему миру, рекомендовав временно вывести из эксплуатации самолёты A320neo и A321neo для внеплановых проверок. Причина — риск повреждения данных в системе ELAC, отвечающей за передачу команд пилота на органы управления. По данным Airbus, сбой мог быть связан с солнечной активностью. Об этом сообщает Turizm Guncel.
AOT было опубликовано после инцидента 30 октября на рейсе JetBlue Канкун — Ньюарк, где самолёт внезапно потерял высоту, несколько пассажиров получили травмы, и лайнер совершил вынужденную посадку в Тампе. После этого FAA и EASA инициировали расследование и выдали директивы безопасности.
Под действие уведомления попадают около 6000 самолётов семейства A320. Проверка включает переустановку программного обеспечения, а в отдельных случаях — замену оборудования. Выполнение процедуры занимает от двух часов и более, эксплуатация самолётов запрещена до завершения всех работ.
В том числе отозваны борта тех авиакомпаний, которые активно выполняют рейсы в Россию: у Turkish Airlines — восемь самолетов, у AJet — семь, а также несколько самолётов Pegasus. Все перевозчики заявили, что действуют в соответствии с инструкциями Airbus и EASA и продолжат вводить обновления программного обеспечения по мере поступления.
Директор по коммуникациям Turkish Airlines Яхья Устюн подтвердил, что восемь самолётов компании проходят проверки и будут возвращены в эксплуатацию после выполнения предписаний: «Все операции продолжаются безопасно и бесперебойно. Мы строго следуем инструкциям авиационных властей и координируем работу с Airbus».
Пресс-секретарь AJet Мехмет Йешилкая сообщил, что семь бортов A320 из парка авиакомпании проходят процедуры в соответствии с AOT: «Эта ситуация не влияет на наши операционные процессы. Полёты продолжаются безопасно».
Компания Pegasus Airlines опубликовала заявление о том, что пассажирам рекомендовано следить за обновлениями расписания: «Мы принимаем меры для минимизации влияния процесса на деятельность и наших пассажиров».
Помимо этого, под переустановку программного обеспечения подпадают крупнейшие эксплуатанты A320neo по всему миру, включая American Airlines, Lufthansa, IndiGo, easyJet, Air France, Volaris, Avianca и Air New Zealand. Некоторые перевозчики уже сообщили о сбоях в расписании. Так, Avianca приостановила продажу билетов до 8 декабря, заявив, что это затронет более 70 процентов флота A320neo. Air France отменила около пяти процентов ежедневных рейсов.
Что касается российских перевозчиков, то у S7 Airlines по состоянию на 2025 год — 31 A320neo (но большинство из них — «на бетоне») и 8 A321neo; у «Аэрофлота» — шесть A320neo и три A321neo, у Smartavia — два A320neo во флоте, у Nordwind — два A321neo. Напомним, что такие самолеты ранее эксплуатировались гораздо большим количеством российских авиакомпаний, например, «Уральскими авиалиниями» и др., но еще в 2024 году они приостановили полеты половины всех Airbus из-за невозможности ремонта проблемных двигателей, а также импорта комплектующих для них из-за санкций.
Как прокомментировал Profi.Travel исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, эта ситуация никак не скажется на российских перевозчиках. «Дело в том, что под действие директивы летной годности попало порядка 6 тыс. самолетов Airbus A320, но, согласно разъяснениям Росавиации, ни один из них не эксплуатируется в нашей стране. Производитель решает возникшую проблему путем «отката» к старой версии программного обеспечения. Учитывая, что обновление происходило уже в период действия санкций, российские авиакомпании его не устанавливали. Таким образом, самолетам, эксплуатируемым в России, переустанавливать ПО не требуется», — пояснил он.
