Пассажиров задерживающихся поездов предлагают бесплатно кормить и селить в отели
Россиянам с марта 2026 года хотят дать возможность получать бесплатное питание, проживание и другие услуги, если их поезд задержали из-за атак БПЛА, диверсий, непогоды и иных форс-мажорных ситуаций. Соавторами соответствующего законопроекта, который внесли в ГД 17 октября, стали сенаторы Елена Афанасьева и Вадим Деньгин. Парламентарии хотят изменить изменений ст. 110 «Устава железнодорожного транспорта РФ».
Сегодня получить прохладительные напитки пассажиры поездов могут при ожидании более трёх часов, а горячее питание — если поезд задержался более, чем на четыре часа. Кроме того, пассажиры имеют право на компенсацию, если поезд задержался более, чем на час. В обычных поездах (плацкарт, купе, СВ) выплаты составляют 3% от стоимости билета за каждый полный час задержки (но в целом не более полной стоимости билета). На скоростных поездках, таких как «Сапсан» или «Ласточка», можно получить возврат 25% от стоимости билета, если поезд опоздал на 30–60 минут, 50% — при задержке от 61 минуты до двух часов, полный возврат — при опоздании более чем на два часа.
Однако пассажиру не удастся получить компенсацию, если рейс задержали из-за форс-мажора — стихийного бедствия, теракта и военных действий. Поэтому взыскать деньги за задержку поездов из-за атак БПЛА или диверсий тоже не получится.
В проекте закона россиян предлагается кормить каждые шесть часов днём и каждые восемь часов ночью. А если задержка составит более восьми часов днём и более шести ночью, пассажирам должна быть предоставлена гостиница с бесплатной доставкой от и до вокзала, а также с хранением багажа.
Эти меры учитывают необходимость особой заботы о наиболее уязвимых категориях граждан, в том числе пассажирах с детьми, и предусматривают гарантии доступа к связи, питанию, напиткам, а также возможности временного размещения и хранения багажа. Установление таких требований позволит минимизировать негативные последствия задержек перевозок для пассажиров, создать более комфортные условия ожидания и повысить социальную ответственность перевозчиков
из пояснительной запискиАвторы уверены, что принятие закона приведёт к формированию единых стандартов обслуживания, будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности услуг железнодорожного транспорта. «Реализация предлагаемых норм позволит укрепить доверие граждан к системе железнодорожных перевозок и обеспечит дополнительную правовую определенность в сфере защиты прав пассажиров», — подчеркнули законодатели.
Глава СФ Валентина Матвиенко подчёркивала, что современные железные дороги России являются сложнейшей системой грузовых и пассажирских маршрутов, на которых применяются новейшая техника и передовые технологии, обеспечена высокая скорость движения поездов и обработки данных.
Спикер отмечала, что РЖД находится в постоянном развитии, растёт количество маршрутов, комфорт для людей, и компания совершенствуется в нынешних жёстких условиях, которые являются проверкой на устойчивость всех отраслей.
