Педиатр Дмитрий Харитонов рассказал, как не дать детям заболеть в начале учебного года
Главный педиатр Тульской области, главный врач Тульской областной детской клинической больницы Дмитрий Харитонов дал советы по укреплению иммунитета школьников.
– Дмитрий, доброе утро. Какие основные меры профилактики нужно соблюдать в первые дни учёбы?
– Есть специфические и неспецифические меры профилактики. К неспецифическим относится вакцинация, и в настоящий момент я всех призываю привиться от гриппа, детей и родителей, чтобы исключить передачу инфекционного процесса. Все остальные меры профилактики являются неспецифическими. К ним относятся всем нам известное ношение масок, соблюдение личной гигиены, мытьё рук, прогулки на свежем воздухе. Это основные меры, которые нужно будет предпринимать нашим детям.
– Что делать, когда ребёнок с хроническими заболеваниями идёт в школу, и ему нужен особый подход?
– Нужно однозначно проконсультироваться у своего педиатра, а также у узконаправленного специалиста, который наблюдает этого ребёнка по хроническому заболеванию. Тогда родители получат определённые рекомендации по режиму дня ребёнка: есть ли какие-то у него ограничения физической нагрузки при занятии физкультурой, например.
– Первые дни учёбы – это всегда стресс, а всем известно, что стресс снижает иммунитет. Что делать, чтобы адаптация прошла максимально мягко?
– Хотел обратить особое внимание на первоклассников. Они впервые встречаются и с новым коллективом, и с новым режимом дня, и с нагрузкой: как умственной, так и физической. Поэтому нужно нормализовать режим дня и подготовить ребёнка к учебному процессу. Необходим полноценный сон, который должен длиться не менее 8-9 часов. Перед сном нужно исключить подвижные игры, просмотры передач и длительное использование гаджетов, которые возбуждают нервную систему. Утром у ребёнка должен быть полноценный завтрак, который включает в себя сложные углеводы, к которым относятся каши. Что касается питания в школе, рацион должен быть сбалансированным, содержать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Белки влияют на иммунитет, поэтому за их количеством нужно особенно следить. Кроме того, в день нужно уделять подвижным играм не менее шестидесяти минут. Всё это влияет на иммунитет, хотя одну из основных ролей играет питание.
– Что можете порекомендовать детям старшего возраста?
– Я бы рекомендовал привести в порядок режим дня после летних каникул. У выпускных классов нагрузки достаточно велики, поэтому нужно соизмерять те нагрузки, которые ребёнок получает в школе, и те кружки, дополнительные занятия, которые он посещает, со способностями самого ребёнка. Родителям важно замечать, как ведёт себя ребёнок после школы. Либо он вялый, либо он, наоборот, возбуждённый – важно видеть все изменения и наладить контакт с ребёнком.
– Какие признаки простуды должны насторожить родителей? Ведь в межсезонье болезней не избежать.
– Как правило, различные острые респираторные вирусные инфекции проявляются повышением температуры. Кроме того, существуют катаральные явления, такие как чихание и повышенное слёзотечение. Также ребёнок становится более вялый. Если мы видим такую симптоматику, мы можем понять, что ребёнок, по всей видимости, заболел. И, конечно же, нужно обратиться к врачу, чтобы получить рекомендации по лечению.
– Как вы относитесь к использованию народных средств? Рекомендуете или нет?
– Если мы говорим о клинических рекомендациях по лечению вирусных заболеваний, то в них входят только препараты, снижающие температуру. В остальном ребёнок может побороть инфекционный процесс самостоятельно. Другие лекарственные препараты присоединяются, только если возникают осложнения течения вирусной инфекции. Поэтому в народных средствах негатива нет. Но главное, чтобы всё было сбалансировано, потому что использование малины при температуре имеет под собой определённый фармакологический эффект. Она содержит салициловую кислоту, которая входит и в состав таблеток аспирин, поэтому имеет лёгкий жаропонижающий эффект. Так что народные средства могут использоваться, но они не должны ставиться во главу угла.
– Расскажите, как организовать правильное взаимодействие родителей, школы и педиатра для того, чтобы поддержать здоровье ребёнка?
– В школах имеются школьные медицинские кабинеты, поэтому родители, педагог и медицинский работник должны достаточно плотно общаться между собой. Родители уточняют у преподавателей, как ребёнок ведёт себя в школе, как он переносит нагрузки – соответственно, эта информация передаётся как родителям, так и медицинскому работнику школьного кабинета для того, чтобы вовремя среагировать и скорректировать нагрузки.
– Дмитрий, спасибо большое за конструктивную беседу. Всего доброго.
