Передача контрафакта на благотворительность оказалась дорогим удовольствием
Законопроект, который разрешает отдавать конфискованные по решению суда товары без маркировки на благотворительные нужды, потребует серьезных доработок и такой же серьезной работы Правительства по созданию необходимых подзаконных актов. Пока что при всей полезности инициативы в ней не решено множество вопросов: от экономической целесообразности до безопасности изъятого. К такому мнению пришли представители профильных комитетов Госдумы. «Парламентская газета» выяснила подробности.
Безвозвратные вложенияНапомним, законопроект внесли в Госдуму в прошлом году. 19 февраля этого года он успешно прошел первое чтение и был отправлен на внесение поправок.
«Сейчас, когда продукция изымается по решению суда, она должна быть утилизирована — проще говоря, уничтожена, — пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты» в четверг, 6 марта. — Но бывает такая продукция, которую просто жалко отправлять под пресс. Продукты питания, например, медицинские препараты — в том числе дорогостоящие — и так далее. Плюс утилизация также требует бюджетных расходов».
Ранее, напомнил парламентарий, Госдума приняла закон, по которому конфискованная продукция без маркировки может направляться, например, в интересах Минобороны, МЧС или «Народного фронта» — когда есть необходимость экстренно реoрганизовать гуманитарную помощь для людей, пострадавших от стихийных бедствий, вооруженных конфликтов или техногенных катастроф. Новый законопроект предлагает этот механизм усовершенствовать: расширить перечень продукции (в списке исключений останутся только алкоголь, табачные изделия и спиртосодержащие препараты и средства) и разрешить направлять ее не только пострадавшим, но и, например, нуждающимся — для благотворительных целей.
Александр Спиридонов. © Игорь Самохвалов/ПГ
«Конечно, передача будет возможна только после тщательной проверки и экспертизы, — подчеркнул Спиридонов. — И вот этот очень важный механизм мы должны тщательно проработать. Способов есть несколько. Первый, самый простой, — определить, откуда вообще продукты появились. Например, они могут быть изготовлены на каком-то промышленном предприятии, не иметь маркировки, но иметь сертификаты соответствия. Здесь все понятно — продукт качественный, безопасный, просто производитель захотел сэкономить за счет отсутствия маркировки. Другой вариант — проведение специальных экспертиз. Но и для этого у нас есть и мощности, и люди с требуемыми компетенциями».
О том, что подобный механизм действительно необходим, говорят объемы контрафакта. Так, по словам члена Комитета Госдумы по защите конкуренции Ирины Филатовой, данные одной только ФТС за прошлый год свидетельствуют о том, что объемы изымаемой продукции в разных категориях достигают порой тысяч и даже десятков тысяч тонн.
Ирина Филатова. © Игорь Самохвалов/ПГ
«При этом эта продукция безопасна и пригодна для применения, — отметила парламентарий. — Она вся может быть повторно введена в оборот под надзором государства. У нас большое количество социально незащищенных слоев населения, детских домов и так далее».
Ирина Филатова отметила также, что к такой продукции могут относиться не только продукты, которые сами собой приходят на ум, но и, например, лекарства.
Фальсификат по акции: изъятые товары направят на благотворительность
Однако при всей полезности и перспективности инициативы к ней нашлись вопросы. Причем серьезные. Так, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов отметил, что пока не вполне понятно, в какую сумму ее реализация встанет государству. Например, парламентарий предложил оценить логистические расходы.
«Скажем, мы конфисковали сто тонн красной икры на Дальнем Востоке, — привел пример Кирьянов. — Это хорошая икра, качественная. Но как нам организовать ее доставку с Дальнего Востока, к примеру, в детские дома по всей России, да еще так, чтобы она не испортилась? Курьерами? И это только один, очень маленький и частный пример».
В Общественной палате пишут народные ПДД и думают о счастье россиян «Правительству придется хорошо подумать»
Также Артем Кирьянов отметил, что для хранения изъятой продукции — особенно с коротким сроком годности — потребуются складские помещения, логистические хабы и перевалочные пункты. И немаленькие, учитывая, сколько до сих пор по рынку гуляет контрафакта и фальсификата. Строительство их с нуля обойдется в миллиардные вложения, которые государству никто не возместит. Кроме того, возникает вопрос с экспертизой. Если товар изъят из-за отсутствия маркировки, он по умолчанию считается опасным — а значит, исследовать его нужно внимательнее и глубже, что тоже потребует и мощностей, и людей, и времени, и денег. Ну и, наконец, никто не гарантирует, что за то время, пока будет длиться экспертиза, например, партии молока, оно не скиснет и не станет непригодным для употребления.
Артем Кирьянов. © Игорь Самохвалов/ПГ
Александр Спиридонов также признал, что законопроект потребует предельно прагматического подхода и тщательной оценки в каждом конкретном случае: насколько дорого и сложно будет проводить экспертизу той или иной партии того или иного товара.
«Согласен, если партия большая, то каждую упаковку мы не вскроем и не изучим, что в ней, — констатировал парламентарий. — Но есть так называемый рискориентированный подход. Когда есть угроза — должна быть проверка. Большая угроза — углубленная проверка. И так далее. Я думаю, что уже в процессе работы с правоприменительной практикой в механизм законопроекта будут вноситься изменения и уточнения по результатам тех или иных прецедентов».
Ирина Филатова, в свою очередь, также отметила, что законопроект следует рассматривать прежде всего как системную основу.
«Он изначально задуман не для чрезвычайных ситуаций и рассчитан на закрытие гуманитарных потребностей населения, — подчеркнула парламентарий. — Что же касается экономической целесообразности — безусловно, Правительству в процессе разработки подзаконных актов придется хорошо подумать, как ее обеспечить».
Для детей ввели скидку 50 процентов на билеты в поезда дальнего следования