Переходим с бензина на газ? В Пензенской области почти на четверть вырос спрос на метан

Переходим с бензина на газ? В Пензенской области почти на четверть вырос спрос на метан

В Пензенской области на 22% увеличился спрос на компримированный природный газ (метан), то же произошло ещё в нескольких регионах страны. К 2035 году потребление метана в России планируют увеличить в несколько раз. На фоне растущих цен на бензин может показаться, что скоро пензенские автолюбители предпочтут газовые двигатели бензиновым. Узнаем, что об этом думают эксперты.

По информации пресс-центра «Газпрома», в Пензенской области на 22% вырос спрос на метан. Сравнивались два периода: первое полугодие 2024 и 2025 годов. Так Пензенская область вошла в шестёрку регионов по приросту спроса на метан. У лидера рейтинга, Якутии, прирост составил 84%.

О росте популярности метана говорит ещё один факт. В прошлом году российский автомобильный рынок проявил интерес к машинам на газомоторном топливе. Ранее издание «РБК» писало, что за 9 месяцев прошлого года выпуск газомоторных машин увеличился на 90% (по сравнению с аналогичным периодом 2023-го).

К тому же, Россия входит в число лидеров по количеству машин на газомоторном топливе (ГМТ). Об этом изданию «Коммерсантъ» рассказала Валерия Минчичова, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ. Больше всего машин на газе – в Турции, России, Южной Корее, Польше и Италии.

Казалось бы, всё идёт к скачку популярности ГМТ у автомобилистов. Но, оказалось, есть несколько подводных камней.

Не всё так однозначно

КПГ – компримированный природный газ, который также называют сжатым газом или метаном. КПГ не стоит путать с СПГ (сжиженным природным газом) – это разные формы природного газа. Метан часто используют для заправки грузовых машин, спецтехники и автобусов, реже – в легковых автомобилях с газовым двигателем.

Приведённые выше цифры, на первый взгляд, впечатляющие, но всё познаётся в сравнении: более 90% авторынка всё ещё держится на бензине и дизеле. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на гендиректора «ОМТ-Консалт» Дениса Конькова.

В 2024 году доля реализации КПГ на рынке моторного топлива – всего 2%, и изменения в этой структуре минимальны. Слова Конькова подтверждают данные Валерии Минчичовой о том, что всего в мире насчитывается 26 миллионов газовых автомобилей – это лишь 2% мирового автопарка.

Также отмечается недостаточная загруженность автомобильных газовых накопительных компрессорных станций (АГНКС). Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на пресс-службу «Газпром газомоторное топливо», в конце 2024 года газовые заправки «Газпрома» были загружены на 26% от проектной производительности. По мнению зампреда комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, для нормального развития рынка газомоторного топлива средняя нагрузка должна быть увеличена до 50%.

Несмотря на интерес рынка к машинам на газе, о котором мы писали выше, доля автомобилей, изначально выпускаемых с двигателем на метане, менее 1% – такая цифра содержится в «Концепции развития рынка ГМТ», о которой мы поговорим далее.

Государство выбирает газ

В России с 2013 года действуют программы поддержки перевода транспорта на ГМТ. В 2021-2024 годах на развитие заправок КПГ выделили более 11 млрд рублей, также есть субсидии на приобретение техники на ГМТ.

В начале сентября Правительство РФ утвердило «Концепцию развития рынка газомоторного топлива». Её базовый сценарий предполагает увеличение потребления газомоторного топлива в России с 2,52 млрд кубометров в 2024 году до 9,6 млрд кубометров в 2035-м (целевой сценарий – до 13,9 млрд кубометров).

Указанная концепция делает приоритетным поставки общественного транспорта на газе, увеличивает субсидии производителям газового транспорта и финансовую поддержку на ремоторизацию на одно транспортное средство. В 2025 году в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» приоритет на покупку пассажирского транспорта отдан автобусам на природном газе.

Тем не менее, эксперты отмечают, что рынок транспорта на метане всё ещё развит недостаточно. Причины – в нехватке заправочных станций, более высокой цене техники и её обслуживания, слабых технических характеристиках машин и так далее.

По мнению Павла Марышева, члена экспертного совета при Российском газовом обществе и директора по развитию ООО «Энергия Плюс», рост потребления газа обусловлен скорее негативным ценовым трендом на рынке бензинов.

«В удельных величинах динамика выглядит впечатляюще: с 2019 года потребление ГМТ выросло примерно в 2,8 раза; однако в абсолютных величинах — всего на 1,5 млрд куб. м. Результат более чем скромный, особенно с учетом существующих мер поддержки…», – приводит его слова «Коммерсантъ».

Таким образом, громкая новость о возросшей популярности метана может оказаться лишь игрой со статистикой без оглядки на транспортный рынок в целом и хорошим пиар-ходом. С другой стороны, государственная поддержка и приоритет поставок автомобилей на метане могут значительно увеличить потребление природного газа в государственном секторе. Что же касается рядовых автомобилистов, они могут задуматься о легковой машине на ГМТ из-за резко растущих цены на бензин и перебоев с его поставками.

Фото из архива редакции

Читайте по теме:

Дефицита топлива нет? Председатель пензенского правительства ответил на вопросы про бензин

Рост цен на бензин и дефицит топлива в Пензенской области: что известно на сегодня

 

Первый Пензенский портал Первый Пензенский портал

06:05
10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025