Первый съезд народных депутатов СССР
25 мая 1989 года в Москве начал свою работу Первый съезд народных депутатов СССР – самое знаменательное событие начального этапа перестройки. Рассказ о нем можно озаглавить как «16 дней, которые потрясли страну». Что именно произошло на этом форуме рассказывает в сто сорок шестом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Почти все произошедшее на Первом съезде народных депутатов СССР было впервые в истории государства. Наверное, сознательно устроители съезда не стали жестко регламентировать ход мероприятия. Поэтому в Кремле депутатами в их выступлениях было поднято огромное число вопросов и тем.
Свобода слова реализовывалась в абсолютной полноте. И все это прямо транслировалось по телевидению без изъятий. А народные избранники говорили обо всем, что накопилось у граждан в головах и мыслях. В общем, в первые дни мероприятия была сформирована как бы повестка дня верховного органа власти.
Неискушенные в политике народные депутаты полагали, что поднятые ими вопросы будут тут же решены на съезде. Но над той программой, которую они предложили законодательному органу, нужно было работать несколько лет. Съезд же превратился в некий всесоюзный митинг с неограниченной повесткой дня. А на митингах законы не принимаются. Законопроекты требуют тщательной и взвешенной проработки с участием специалистов в области права, политики, экономики.
Поэтому все выступления на съезде вылились в целую большую программу работ для постоянного законодательного органа власти – Верховного Совета СССР, который и был избран на съезде из состава народных депутатов.
Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которые имели равные права.
Совет Союза формировался из депутатов от округов с одинаковым числом избирателей, т.е. пропорционально численности населения в каждой республике.
А Совет Национальностей формировался по другому принципу: в нем республики должны были быть представлены равным числом депутатов, дабы не было преимуществ у республик с многочисленным населением. От каждой союзной республики в него входило по 32 депутата. Кроме этого, также независимо от численности населения, от каждой автономной республики в Совет Национальностей входили по 11 депутатов, от каждой автономной области по 5 человек и по одному представителю от всех автономных округов.
Всего таким образом в Совет Национальностей было избрано по национально-территориальным округам 750 человек – столько же, сколько и в состав Совета Союза по территориальным округам. А в постоянно действующий Верховный Совет входило по 271 народному депутату от каждой палаты.
Съезд каждый год обновлял свой состав на одну пятую часть состава. В перерывах между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом являлся Президиум Верховного Совета. На должность Председателя Верховного Совета был избран М.С. Горбачев. За его кандидатуру было подано 2 123 голоса или 95,6% от принявших участие в голосовании. Против было подано – 87 голосов.
Таким образом, Горбачеву перешли функции главы государства как высшему должностному лицу. Он представлял СССР внутри страны и за рубежом, руководил подготовкой законодательных актов и подписывал акты Съезда и Верховного Совета, представлял доклады о положении в стране и мире и о кандидатурах на высшие должности.
Так как Съезд превратился в целый ряд серьезных принципиальных дискуссий, то он почти не принимал законодательные акты. Всего было принято три постановления: «Временный регламент работы Съезда народных депутатов СССР», «Об избрании Верховного Совета СССР 12-го созыва» и «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР». А вот последний документ фактически был основательно обсужден, так как большинство выступлений народных депутатов содержало суждения, посвященные именно основным векторам внутренней политики.
Итак, основным результатом работы Первого съезда народных депутатов СССР явилось принятие 9 июня 1989 г. Постановления «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР» за № 39-1. Этот документ носил декларативный характер и не был собственно нормативным актом, так как не утверждал какие-либо нормы права.
Но эта декларация имела не только политическое значение, но и юридическое, так как выступала фактически источником конституционного права. В ней были определены основные направления развития государства и права Советского Союза с большим элементом новизны по многим пунктам.
В документе констатировалось положение дел на начальном этапе преобразований и цели реформирования: «Начата реконструкция политической системы. Закладываются основы правового государства».
В то же время депутаты отдавали отчет в том, насколько сложная обстановка была в стране и насколько тяжело было ее изменять: «Перестройка вызвала большие надежды, но пока не принесла, особенно в экономической и социальной сферах, желаемых результатов. Некоторые проблемы даже обострились, усиливая социальную напряженность в обществе. Нет серьезных сдвигов в повышении научно-технического уровня и эффективности производства».
Указывались и на причины торможения процесса преобразований: «Административно-командная система, приспосабливаясь к условиям перестройки, продолжает сковывать экономическое развитие».
Верховному Совету и Совету Министров СССР съезд поручал «тщательно проанализировать и обобщить конкретные предложения, высказанные депутатами на Съезде, учесть их в законодательной практике, в деятельности правительства, министерств и ведомств».
Далее в постановлении перечислялись практически все проблемы, о которых говорили депутаты, и принимались решения по очень большому кругу вопросов, необходимых для разрешения. Так съезд счел необходимым «уже в ближайшее время стабилизировать ситуацию на потребительском рынке, устранить дефицит товаров первой необходимости и услуг».
Затем съезд постановил «незамедлительно, не позднее 1 января 1990 года, не дожидаясь принятия нового пенсионного закона: поднять минимальный размер пенсий по старости всем гражданам до уровня минимальной заработной платы; повысить минимальный размер пенсий инвалидам I и II группы; предоставить право бесплатного приобретения медикаментов участникам Великой Отечественной войны, снять ограничения по выплате пенсий пенсионерам, работающим в качестве рабочих и мастеров».
Для разрешения проблемы дефицита товаров съезд постановил «обеспечить быстрое наращивание производства товаров народного потребления. Привлечь к этой работе предприятия оборонной промышленности. Совету Министров СССР до конца 1989 года разработать программу конверсии оборонной промышленности».
В общем в постановлении съезда были затронуты практически все больные вопросы и недостатки. Говорилось в нем о необходимости правового обеспечения экономических реформ, о мерах по укреплению законности и правопорядка в стране. Съезд заявил о своей решимости «утверждать верховенство закона во всех областях государственной и общественной жизни» и высказался за полновластие Советов и за начало безотлагательной работы по подготовке новой Конституции.
В сфере внешней политики съезд заявил о необходимости восприятия миролюбивого «нового политического мышления», о проведении курса, направленного на «создание мирового содружества правовых государств». В этом разделе постановления говорилось о «недопустимости применения силы и угрозы силой в целях достижения каких-либо политических, экономических или иных целей».
Съезд постановил: «В отношениях с другими странами непреложно уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности». При решении международных проблем и урегулировании конфликтов нужны «не конфронтация, а диалог и переговоры с установкой на баланс интересов».
Таким образом, в постановлении съезда были отражены все направления перестройки. Формулировки документа говорили о решимости лидеров на проведение довольно радикальных реформ, которые могли существенно изменить облик и суть государства.
В то же время подчеркивалась и неизменная ведущая роль Коммунистической партии. В документе говорилось: «Мы понимаем всю важность консолидирующей роли Коммунистической партии Советского Союза, как партии правящей, как политического авангарда общества. Она начала перестройку и является ее гарантом. Только она, обновляясь и совершенствуясь, может возглавить движение к осуществлению народных чаяний».
Продолжение читайте на сайте 16 сентября