Песни Великой Победы: «Артиллеристы, Сталин дал приказ!»

Песни Великой Победы: «Артиллеристы, Сталин дал приказ!»

7 мая 1945 года в студии Берлинского радио состоялся доселе невиданный концерт. Среди прозвучавшего в тот день в победном эфире был и знаменитый «Марш артиллеристов» из кинофильма Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны»… Какова история песни, которую в артиллерии вскоре признали своим гимном, как едва не погиб в последние дни сражений один из ее авторов и почему недовольство великого композитора дипломным сочинением Хренникова открыло тому дорогу в мир кино — традиционная рубрика к 80-летию Великой Победы.

Подружились в Москве

Для авторов «Марша артиллеристов» — поэта Виктора Гусева и композитора Тихона Хренникова — песня к фильму «В шесть часов вечера после войны» была не первым опытом сотрудничества в кино. Они успели, так сказать, притереться и друг к другу, и к режиссеру Ивану Пырьеву еще во время работы над комедией «Свинарка и пастух» в 1941 году.

В той ленте их творческий союз обогатил советскую кинопесенную коллекцию знаменитым дуэтом Марины Ладыниной и Владимира Зельдина с хитом «Песня о Москве» со знаменитым рефреном «Друга я никогда не забуду, Если с ним подружился в Москве».

Хотя Хренников попал в компанию Пырьева и Гусева по иронии судьбы. В 1936 году его дипломную Первую симфонию в Московской консерватории подверг неожиданной критике Сергей Прокофьев, уже считавшийся классиком и возглавлявший государственную комиссию. Переубедить мэтра остальным участникам дипломной «экспертизы» не удалось, и Хренникову пришлось довольствоваться четверкой вместо пятерки, на которую он претендовал.

Впоследствии Прокофьев от своей резкой оценки отступил и, стремясь смягчить впечатление от чрезмерной придирчивости, порекомендовал кинорежиссеру Ивану Пырьеву пригласить Хренникова для музыкального оформления фильма о романтичных страстях вологжанской свинарки и кавказского пастуха. Получилось, что суровость великого композитора открыла Хренникову дорогу в мир кино.

Фильм-предсказание

Война нарушила все планы. Работу над фильмом «Свинарка и пастух» прервали, можно сказать, на полукадре. Исполнитель главной роли Владимир Зельдин стал курсантом танкового училища, а сорокалетний Иван Пырьев записался добровольцем на фронт. Тихон Хренников, возглавлявший музыкальную часть Театра Красной Армии, переключился на музыку к спектаклю по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно».

Неожиданно свыше поступило распоряжение доснять ленту. Существует правдоподобная версия, что продолжить работу и отозвать из армии Пырьева и Зельдина приказал лично Сталин. Он полагал, что жизнерадостная комедия о любви и настоящей дружбе народов в тяжелейшее для страны время особенно актуальна.

Композитор Тихон Хренников © Александр Коньков/ТАСС

Так или иначе, но в конце 1942-го Пырьев, закончивший «Свинарку и пастуха», а потом снявший военно-партизанский боевик «Секретарь райкома», сам позвонил Хренникову и сообщил, что скоро начинает съемки новой картины и отправляет композитору сценарий Виктора Гусева. Это и была знаменитая лента «В шесть часов вечера после войны» с Мариной Ладыниной и Евгением Самойловым в главных ролях. Поразительно, но создатели фильма, снимавшегося в 1943-1944 годах, предсказали Победу с абсолютной точностью — май 45-го!

«За нашу Родину — огонь!»

Во время войны возражения не принимались, хотя Тихону Хренникову отвлекаться на музыку к фильму было непросто. Тогда известный дирижер Николай Голованов репетировал с оркестром Вторую симфонию Хренникова, так что автору было не до кино. Тем не менее он сумел не подвести коллег по творческому трио, тут же взялся за музыку и первым делом сочинил именно «Марш артиллеристов».

Историю создания этой и других песен к фильму сам композитор рассказал в мемуарах «Так это было», вышедших в издательстве «Музыка» в 1994 году, особо отметив, что «работа над музыкой к фильму была очень увлекательной».

Вдохновение направило его творческую энергию именно на начало фильма не случайно. С первых кадров «музыкально-поэтический фильм», как он представлен в титрах, погружает зрителей в жестокость фронтовых будней. Действие начинается с отражения нашей артиллерией танковой атаки врага, а песня Хренникова и Гусева создала надлежащий звуковой фон происходящему.

Впоследствии, в 2007 году, в одном из последних интервью композитор рассказал, что «Марш артиллеристов» был написан «под впечатлением нескольких личных встреч со Сталиным». «Когда Иван Пырьев попросил меня написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны», я сразу согласился, — отметил Хренников. — Но песня эта получилась как-то сама собой. Я ее не сочинял в прямом смысле этого слова, она словно бы вылилась из меня».

Композитор вспоминал, что после разговора с режиссером у него родилось чувство огромной гордости. Сталинградская битва продолжалась, но ясно было, что важнейший город на Волге удалось отстоять, а армия Паулюса и союзные немцам румынские, итальянские и венгерские дивизии будут или перебиты, или окажутся в плену.

Победный салют задолго до победы

Фильм «В шесть часов вечера после войны» начинали снимать в Ташкенте, ставшим во время войны одним из главных киноцентров СССР, а заканчивали уже в Москве. Наша столица хотя и перестала считаться прифронтовой, но оставалась все же городом, далеким от уюта. Мосфильмовские павильоны не отапливались, так что операторам непросто было добиться, чтобы в кадр не попадал пар от дыхания актеров. Возможно, потому герой Владимира Самойлова много курит в последнем эпизоде ленты. Но где еще, кроме Москвы, удалось бы снять заявленную в названии встречу героев на Большом Каменном мосту?! Кстати сказать, благодаря этому экранному эпизоду здесь и впрямь состоялось потом немало послевоенных встреч.

В летопись Великой Отечественной пырьевская лента вошла еще и благодаря смелому и непростому решению сценариста и режиссера показать праздничный салют за несколько месяцев до Победы. Весеннее настроение подчеркивал и букет сирени в руках Веры Панковой в исполнении Марины Ладыниной. А это уже сродни чудесам. О том, что последние залпы не за горами, все догадывались, но точно указать на май?

Остается загадкой, как авторам удалось убедить контролировавших съемки политработников и цензоров, что сполохи праздничного фейерверка на экранах не отступление от реальности, а подчеркивание неизбежности предстоящего.

© Георгий Хомзор/Красная звезда/ТАСС Концерт у микрофона

7 мая 1945 года в студии Берлинского радио появились немыслимые прежде посетители — в замолчавшее после падения столицы «тысячелетнего рейха» пропагандистское гнездо Германии приехала четверка советских поэтов и композиторов. Сопровождавший их генерал-лейтенант Михаил Духанин неожиданно предложил «сообразить концерт». Среди прозвучавших произведений в тот день в берлинском эфире был и «Марш артиллеристов».

В необычном выступлении у микрофона, перед которым много лет витийствовал на радиоволнах сам фюрер, кроме композитора Тихона Хренникова, участвовали еще трое: поэты Константин Симонов и Евгений Долматовский прочли написанные в годы войны стихи, а композитор Матвей Блантер под собственный аккомпанемент исполнил свои песни.

К несчастью, на этом берлинском концерте не было Виктора Гусева — он умер от инфаркта за несколько месяцев до штурма столицы рейха, в январе 1944-го. Поэт также не увидел и киношедевр Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны» с прозвучавшим там впервые артиллеристским гимном. Фильм вышел в том же 44-м и отправился в странствие по кинозалам и импровизированным киноплощадкам уже после кончины Гусева.

Связь поколений

Над моим рабочим столом висит семейная реликвия — благодарность, которую вручили отцу в день демобилизации из артиллерийской части, где он служил после госпиталя с 1942 года и откуда он уехал домой в октябре 1945-го.

На бланке с алым профилем Верховного Главнокомандующего и девизом «За нашу Советскую Родину» напечатано: «Вам, доблестному воину Красной армии… сражавшемуся в рядах войск 2-го Белорусского фронта… Военный Совет Северной группы войск вручает это благодарственное письмо, как память о Великой Отечественной войне». Оригинал письма подписал Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский.

Эту благодарность вместе с медалью «За взятие Кенигсберга» сержант Иван Лукьянович Дзюба получил в предместье главного города Восточной Пруссии под «Марш артиллеристов» в исполнении дивизионного оркестра.

Досье

© Александр Коньков/ТАСС

Тихон Николаевич Хренников

Родился 28 мая 1913 года в Ельце. После девятилетки поступил в техникум Гнесиных, затем сразу на второй курс Московской консерватории. Еще студентом был приглашен Наталией Сац в руководимый ею Московский детский театр. В октябре 1939 года по заказу Немировича-Данченко завершил оперу «В бурю», на премьере которой были Сталин, Молотов и Ворошилов. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, трех Сталинских премий II степени, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени Глинки, награжден многими орденами. Написал 8 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 8 инструментальных концертов, музыку для 30 кинофильмов, многочисленные произведения камерной, вокальной и программной музыки и музыки для театральных постановок. Первый секретарь правления Союза композиторов СССР в 1948-1991 годах. Умер 14 августа 2007 года в Москве.

Виктор Михайлович Гусев

Родился в семье служащего 17 января 1909 года в Москве. Учился в драмстудии при Московском театре революции, на Высших литературных курсах имени Брюсова, затем на факультете литературы и искусства МГУ. Первые стихотворные публикации — в 1927 году, первая книга «Поход вещей» — в 1929 году. Широкая известность пришла в 1933 году с появление песни на его слова «Полюшко-поле». В 1935 году пьеса «Слава» поставлена во многих театрах. С конца июня 1941 года — начальник литотдела Всесоюзного радиокомитета. 7 ноября 1941 года вел репортаж с Красной площади о параде войск Красной Армии. Написал сценарии и тексты песен для нескольких известных кинофильмов. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1942, 1946 — посмертно). Умер 23 января 1944 года в Москве. В его честь названа улица во Внуково.

«Марш артиллеристов»

(слова Виктора Гусева, музыка Тихона Хренникова)

Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,

Идем мы в смертный бой за честь родной страны.

Пылают города, охваченные дымом,

Гремит в седых лесах суровый бог войны.

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

Из сотен тысяч батарей

За слезы наших матерей,

За нашу Родину — огонь! Огонь!

Узнай, родная мать, узнай, жена-подруга,

Узнай, далекий дом и вся моя семья,

Что бьет и жжет врага стальная наша вьюга,

Что волю мы несем в родимые края!

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

Из сотен тысяч батарей

За слезы наших матерей,

За нашу Родину — огонь! Огонь!

Пробьет победы час, придет конец похода.

Но прежде чем уйти к домам своим родным,

В честь нашего вождя, в честь нашего народа

Мы радостный салют в победный час дадим!

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

Из сотен тысяч батарей

За слезы наших матерей,

За нашу Родину — огонь! Огонь!

 

Парламентская газета Парламентская газета

03:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025