Песни Великой Победы: «Давай закурим, товарищ, по одной…»

Песни Великой Победы: «Давай закурим, товарищ, по одной…»

Созданная в первый год Великой Отечественной войны поэтом Ильей Френкелем и композитором Модестом Табачниковым песня «Давай закурим» — один из самых популярных советских хитов не только военных лет, но и всех последующих десятилетий. Как рождалась эта песня, из-за чего ее сначала невзлюбили политорганы, почему Клавдии Шульженко хотели запретить ее исполнять, и отчего песня стала вновь актуальной — в нашем материале, продолжающем традиционную рубрику к 80-летию Великой Победы.

* В России действует антитабачный закон, и мы никого не призываем курить. Но тут особый случай.

Строки бессонной ночи

Процесс создания и по сию пору не оставляющих равнодушным слов песни через много лет после войны описал сам Илья Френкель. В суровые дни 1941 года он служил в газете Южного фронта «Во славу Родины». «Ночные, бессонные часы знакомы всем. Зимняя оттепель 41-го года. Южный фронт, — вспоминал автор. — Я лежал на топчане редакционного общежития в старой гостинице Каменск-Шахтинского и завидовал друзьям, которые находились в частях. Я раздумывал, о чем бы написать в очередной номер. За окнами жила фронтовая ночь… Канонада доносилась, иногда с грохотом обвала, шумы, впрочем, привычные, — немцы бомбили узел Лихая… Я представлял себе, как сейчас бойцы ведут огонь, идут по грязной дороге, ползут к рубежу атаки. Или лежат в ожидании команды. Худо лежать в темноте. Нельзя чиркнуть спичкой или кремешком огнива и затянуться самокруткой, одной на двоих… Мои пальцы начал жечь окурок… Внезапно все мои мысли, от снега за окном до этого самого окурка, вылились в первую строку припева: «Давай закурим по одной». И дальше, без помарок, в стихотворение…».

Стихи, вскоре ставшие широко известными, еще до набора пошли по рукам, переписывались,  их пели на разные лады. Понравились они и композитору Модесту Табачникову, который тоже служил в Каменск-Шахтинском в штабе политуправления фронта. В то время он занимался подготовкой музыкальной программы новогоднего концерта и быстро сочинил музыку к песне, ставшей популярной в войсках Южного фронта.

Модест Табачников. © Давид Шоломович/РИА Новости Папиросы или патроны?

Между тем путь у песни был очень тернистым и едва не оборвался в самом начале. По суровым армейским правилам, усугубленным военным временем, любые плоды творчества состоявших на службе лиц требовалось утверждать в политорганах, вспоминал в мемуарах композитор Модест Табачников. Но бригадному комиссару Рюмину, возглавлявшему отдел пропаганды и агитации Южного фронта, слова не понравились. Он посчитал, что щепотка-другая махорки для самокрутки или папироса, которыми в песне делятся бойцы, — слишком незначительный повод для долгой памяти. Вот если бы бойцы делились патронами или гранатами, то другое дело.

Но были у политработников претензии не только к самокруткам. Критике подверглись строки:

Нас опять Одесса встретит как хозяев,

Звезды Черноморья будут нам сиять.

Славную Каховку, город Николаев,

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

В октябре 1941 года после 73 дней героической обороны нашими войсками была оставлена Одесса. Южный фронт откатывался все дальше назад, и бравада в тексте показалась бригадному комиссару несвоевременной. Тем не менее творческому тандему авторов удалось отстоять свое детище, и песня впервые прозвучала на праздничном концерте в клубе Каменск-Шахтинского, где располагался штаб фронта.

Илья Френкель. © Давид Шоломович/РИА Новости Правки от Шульженко

22 января 1942-го стихотворение с подзаголовком «Песенка Южного фронта» было опубликовано в газете «Комсомольская правда». А к концу года Табачников, будучи в Москве, оказался в гостях у мхатовского актера Михаила Яншина, где играл для собравшихся свои песни.

В том числе и «Давай закурим», которая очень понравилась знаменитой советской певице Клавдии Шульженко. И когда в начале 43-го она готовила программу «Города-герои», то включила в нее эту песню.

Правда, певица попросила Френкеля переписать вступление. Потому что собиралась выступать на всех фронтах, и поэтому упоминание только Южного фронта и географических объектов в полосе его действий могло помешать популярности песни. Так в версии песни, которую исполнила Шульженко, появился новый первый куплет.

Было:

Теплый ветер дует, развезло дороги,

И на Южном фронте оттепель опять.

Тает снег в Ростове, тает в Таганроге.

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Стало:

О походах наших, о боях с врагами,

Долго будут люди песни распевать.

И в кругу с друзьями часто вечерами

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Не было в варианте Клавдии Ивановны, на долгие годы ставшем каноническим, и куплета про Одессу, Каховку и Николаев. Но многие ветераны просили вернуть полный текст военного хита. И впервые на телевидении с первоначальным текстом песни в начале 1980-х выступила Людмила Гурченко. В последующем песню исполняли многие артисты как в полной, так и в сокращенной версии. Наверное, это один из редких случаев в истории музыкальной культуры, когда много лет песня полнокровно существует в нескольких вариациях.

Никотин — яд, но все же…

Музыковед и композитор Юрий Бирюков, много лет изучавший песенное наследие Великой Отечественной, много раз встречался с авторами песни. В одной из своих книг, посвященных фронтовой музыкальной культуре, он — со слов Табачникова — рассказал о забавном, несмотря на трагизм происходящего вокруг, случае, приключившемся с песней «Давай закурим» в политуправлении Южного фронта.

Вскоре после дебютного исполнения песни к политработникам явилась делегация Ростовской табачной фабрики с просьбой разрешить выпускать папиросы с ласкающим слух любого любителя хорошего табака названием стихотворения Френкеля.

Бригадный комиссар Рюмин выслушал гостей… и категорически отказал. Мол, песня — это не реклама, а пропаганда! Авторы между тем были занятным предложением польщены, но подавать голос против мнения всесильного для поэта и композитора политрука не рискнули.

Между тем название песни на пачках с сигаретами (папиросы в то время, не считая вечного «Беломора», уже мало кто курил) все же появилось в 1975 году, когда страна отмечала 30-летие Победы. Выпустила эту табачную новинку одна из московских фабрик. Кроме названия песни, обертку украшал печатный медальончик с фрагментом знаменитой картины Юрия Непринцева «Отдых после боя», которую в народе называли нередко «Василий Теркин».

Песни Великой Победы: «Вставай, страна огромная!..» Слова не выкинешь

Полвека назад в преддверии Дня Победы в Москве проходил форум студентов социалистических стран. Для делегатов солидного идеологического мероприятия устроили торжественный концерт, участвовать в котором пригласили и Клавдию Шульженко, которую приветствовали бурей аплодисментов.

Среди исполненных ею песен была и «Давай закурим». Многие поклонники воистину фронтовой певицы запомнили, что всенародная любимица еще с военных выступлений искусно имитировала на сцене процесс изготовления самокруток, хотя сама на протяжении всей жизни ни папирос, ни сигарет, ни «козьих ножек» терпеть не могла.

В антракте автор этого материала оказался рядом с организаторами концерта, оживленно обсуждавшими только им понятные недочеты. Один из промахов касался самой что ни на есть подходящей к дате песни. Оказалось, где-то на самых идеологических верхах в последний момент потребовали изъять из программы тот самый номер с виртуальной самокруткой, с которым Клавдия Шульженко не расставалась с 1943 года.

Клавдия Шульженко. © Виктор Ахломов/РИА Новости

Дело в том, что уже в 70-е годы отношение к голубым дымкам сильно изменилось. В СССР на государственном уровне началась борьба с курением. Одним из инструментов этой борьбы стало санитарное просвещение. Кроме того, не разрешалось курить в служебных и рабочих помещениях.

Реакция артистки была по-фронтовому прямолинейна. «Не курила, не курю, но ветеранов обижать не стану! И вообще, из песни слова не выкинешь!» — раздраженно ответила певица.

Шульженко ничуть не убедили заверения переговорщиков, что публика соберется молодежная, фронтовиков в зале почти не будет. Клавдия Ивановна пригрозила вообще отказаться от выступления. Так что борцам за здоровый образ жизни пришлось уступить и отступить.

Песенное пророчество

Когда-то снятые из текста песни строки «Нас опять Одесса встретит как хозяев, Звезды Черноморья будут нам сиять», сейчас приобретают новое звучание — весьма злободневное с учетом специальной военной операции на Украине.

В ноябре 2016-го в обстреливаемый Донецк приехали с концертом российские артисты. В финале программы глава ДНР Александр Захарченко вместе с писателем Захаром Прилепиным и рок-музыкантами Александром Ф. Скляром и Джанго — Алексеем Поддубным спели гимн боевой дружбы «Давай закурим», его полную версию.

Тогда же Александр Захарченко, который спустя два года погибнет в результате покушения, убежденно заметил: «И в Одессу мы придем как хозяева, и в Николаев, и в славную Каховку»…

День, когда началась война

Сегодня в России искренне уверены, что эти строки станут пророческими. Хотя курение, несомненно, опасно для здоровья.

ДАВАЙ ЗАКУРИМ!

(первый вариант)

Музыка М. Табачникова, слова И. Френкеля

Теплый ветер дует, развезло дороги,

И на Южном фронте оттепель опять.

Тает снег в Ростове, тает в Таганроге.

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Об огнях-пожарищах,

О друзьях-товарищах

Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.

Вспомню я пехоту,

И родную роту,

И тебя — за то, что ты дал мне закурить.

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой!

Нас опять Одесса встретит как хозяев,

Звезды Черноморья будут нам сиять.

Славную Каховку, город Николаев,

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Об огнях-пожарищах,

О друзьях-товарищах

Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.

Вспомню я пехоту,

И родную роту,

И тебя — за то, что ты дал мне закурить.

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой!

А когда не станет немцев и в помине

И к своим любимым мы придем опять,

Вспомним, как на Запад шли по Украине,

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Об огнях-пожарищах,

О друзьях-товарищах

Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.

Вспомню я пехоту,

И родную роту,

И тебя — за то, что ты дал мне закурить.

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой!

ДАВАЙ ЗАКУРИМ!

(второй вариант)

Музыка М. Табачникова, слова И. Френкеля

О походах наших, о боях с врагами,

Долго будут люди песни распевать.

И в кругу с друзьями часто вечерами

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Об огнях-пожарищах,

О друзьях-товарищах

Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.

Вспомню я пехоту,

И родную роту,

И тебя — за то, что ты дал мне закурить.

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой!

А когда не будет фашистов в помине,

И к своим любимым мы придем опять,

Вспомним, как на запад шли по Украине,

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Об огнях-пожарищах,

О друзьях-товарищах

Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.

Вспомню я пехоту,

И родную роту,

И тебя — за то, что ты дал мне закурить.

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой!

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой

Досье

Илья Львович Френкель

Родился 9 октября 1903 года в Кургане. В 1925 году в газете «Молодой Ленинец» напечатано его первое стихотворение, в это же время он начал писать тексты к песням. Одна из них — «Марш воздушного комсомола» — получила в 1934 году первую Всесоюзную премию на конкурсе военно-походной песни, организованном ЦК ВЛКСМ. В 1939—1940 годах участвовал в советско-финской военной кампании. Во время Великой Отечественной войны — спецкорреспондент фронтовых газет, неоднократно оказывался на передовой, участвовал в боевых операциях. Стоял у истоков массовой советской песни. На его стихи написаны известные «Марш связистов» и «Одесский порт», вошедший в репертуар Леонида Утесова. Но самой знаменитой песней на стихи Френкеля стала «Давай закурим!», ставшей широко известной после ее исполнения Клавдией Шульженко в 1943 году. После окончания войны Илья Френкель продолжил свою литературную деятельность.

Модест Ефимович Табачников

Родился 13 августа 1913 года в Одессе, с самого детства увлекся музыкой, играл в духовом оркестре. В 1931 году поступил в Одесский музыкально-театральный институт имени Бетховена в дирижерский класс. Работал пианистом в клубе Одесской ВЧК-ОГПУ, концертмейстером Одесской филармонии. В 1940—1941 годах заведовал музыкальной частью Одесской киностудии. С началом войны — музыкальный руководитель Ансамбля песни и пляски 2-й гвардейской армии. В программу к 24-й годовщине Октябрьской революции, осенью 1941 года композитор сочинил несколько мелодий, одна из которых стала песней «Давай закурим». За годы своей композиторской деятельности Табачников написал несколько оперетт, музыку к шести десяткам драматических спектаклей и 7 кинофильмам, более 230 песен.

Как у Ленинграда появился свой голос  

Парламентская газета Парламентская газета

20:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025