Петербургская филармония объединила ведущие коллективы города циклом концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова
Петербургская филармония посвятила цикл из шести концертов 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова – одного из крупнейших русских композиторов и пианистов прошлого века. Ключевые сочинения композитора прозвучали в исполнении ведущих петербургских коллективов.
Директор Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала Евгений Петровский отметил важность для филармонии объединения музыкальных коллективов в рамках мероприятия.
Цикл концертов к юбилею Свиридова открылся 9 октября Симфонией для большого оркестра, которую исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова. Этот ранний опыт Свиридова долгое время оставался в тени, и сегодня звучит как откровение, позволяя проследить за формированием авторского стиля композитора. Мировая премьера Симфонии, написанной летом 1937 года, состоялась лишь в 2015 году. «Симфонией с приключениями» называет эту партитуру Александр Белоненко – музыковед, племянник Георгия Свиридова.
По словам Александра Титова, художественного руководителя и главного дирижера Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, для коллектива исполнение Симфонии – особое событие: «Мы прежде записывали эту музыку, но в концертном зале сегодня исполнили ее впервые. Такого рода симфонических произведений у Свиридова немного, поэтому каждая находка – редкость. В симфонии слышно песенное начало, интонации русской и украинской народной музыки. Все это тональный, очень живой музыкальный язык».
Симфонический оркестр «Таврический» под руководством Михаила Голикова представил знаменитую сюиту «Время, вперед!», Маленький триптих и фрагменты из театральной и киномузыки Исаака Дунаевского, Хачатуряна, Гладкова, Дашкевича, Рыбникова и других композиторов.
В исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки под управлением Владимира Беглецова прозвучали «Пушкинский венок», кантата «Курские песни», а также хоровой цикл «Песни безвременья».
Заслуженный коллектив России под управлением музыкального руководителя Михайловского театра Александра Соловьева и с солистом-тенором Сергеем Кузьминым исполнил в Большом зале кульминационную программу цикла – «Поэму памяти Сергея Есенина». Это одно из самых значительных произведений композитора.
Симфонические иллюстрации к повести Пушкина «Метель» исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Андрея Аниханова. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России.
Цикл завершился камерными сочинениями: фортепианная Соната, посвященная художественному руководителю филармонии Ивану Соллертинскому, Песни на слова Роберта Бернса и другие произведения. На сцене – бас Владимир Байков, скрипачка Маргарита Гинц, виолончелист Андрей Иванов и пианист Иван Александров.
***
Свиридов Георгий Васильевич – русский композитор, пианист. Он родился в 1915 году в городе Фатеже Курской губернии Российской империи. Учиться в Ленинград он приехал в 1932 году из Курска (тогда Свиридов еще Юрий, Георгием его станут звать позднее). Для Свиридова эти места – не просто малая родина, но источник творческого вдохновения. Он учится в Музыкальном техникуме, а в 1941-м оканчивает консерваторию – у Рязанова и Шостаковича, которому поначалу подражал, но вскоре влияние преодолел, найдя свою неповторимую интонацию в музыке.
17 ноября 1937 года в Большом зале на Декаде советской музыки исполняется Концерт для фортепиано с оркестром 22-летнего композитора Свиридова. Играет Павел Серебряков, дирижирует Евгений Мравинский. Это премьера, хотя в программке ремарка отсутствует.
24 февраля 1947 года Свиридов впервые сам выступает в Большом зале – с Квартетом имени Глазунова исполняет свой фортепианный квинтет, и с тех пор его имя не сходит с афиш Большого и Малого залов.
