Пионерлагерь, выпускные экзамены и первая любовь: в Музее кино открылась выставка «Последнее лето детства»
8 июля, в День семьи, любви и верности, в Государственном центральном музее кино открылась флагманская выставка «Последнее лето детства», посвященная отечественному подростковому кино. Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.
«Выставку «Последнее лето детства» мы решаем как мостик между взрослыми и детьми. Она расскажет о коллективном прошлом, объединяющем поколения с помощью общего культурного и кинематографического контекста. Придумывая проект, мы размышляли о коллективной идентичности и непрерывной связи между прошлым, настоящим и будущим. Мы расскажем о переходе от детства к взрослению, о любви и взаимовыручке, о стремлении мечтать и достигать цели. Родители на примере классических кинокартин вспомнят о своей юности, а молодое поколение узнает себя, но в ином историческом контексте. А кино, советское и российское, является идеальным медиумом, общим пространством для многих поколений, поводом для диалога», – поделилась директор Музея кино Лариса Баженова.
Выставка погружает посетителей в атмосферу советских летних каникул и рассказывает, как в советских фильмах показывались школьники и их тревоги и мечты на пороге взрослой жизни. Так, в интерактивном экспозиционном пространстве воссозданы образы пионерлагеря с утренними зарядками, столовой с эмалированной посудой и вечерней программой, а также экзаменов, последних звонков и выпускного бала. Здесь посетители смогут познакомиться с эскизами декораций и костюмов для фильмов, редкими фотографиями со съемочных площадок, оригинальными плакатами и мемориальными предметами, а также станцевать школьный вальс, постучать по настоящему пионерскому барабану и взвеситься на весах в медкабинете – как это делали герои на экране.
Центральное место в первой части экспозиции, посвященной миру пионерских лагерей, занимает фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» 1964 года. Озорной дух картины помогают передать эскизы костюмов, изображающие веселых пионеров, а также узнаваемые составляющие антуража комедии – бойкие лозунги, трибуна с убежищем Иночкина и даже костюм кукурузы.
Вторая часть выставки посвящена более лирической стороне взросления – прощанию с детством, переживаниям подростков, первой любви. Ключевым фильмом здесь становится драма «Сто дней после детства», снятая Сергеем Соловьевым в 1975 году. Особое внимание привлекает ряд эскизов, созданных для фильма народным художником РСФСР Александром Борисовым. Лаконичные и намеренно незавершенные, они не столько представляют буквальную разработку декораций, сколько воплощают ностальгическую атмосферу картины и передают внутреннее состояние героев.
Кроме того, посетители выставки увидят материалы к фильмам «Здравствуйте, дети!», «Тимур и его команда», «Вам и не снилось…» и другим известным подростковым картинам. В числе экспонатов также представлены пионерские галстуки с автографами ребят, отдыхавших в пионерском лагере Киностудии им. Горького в 1960–1961 годах. Среди подписавшихся – дети известных деятелей советского кино, многие из которых впоследствии сами стали видными представителями кинематографического сообщества, например режиссер во втором поколении Павел Чухрай, сын Григория Чухрая, и кинооператор Михаил Биц, сын руководителя объединения на киностудии «Мосфильм» Исаака Бица.
Посетить выставку можно будет до 31 декабря 2025 года.