Пять действий, которые уберегут вас от блокировки карты и счетов
Ярославцы часто обращаются в Банк России с жалобами, что их карты заблокировали. Причин, по которым банк ограничивает клиентам доступ к дистанционным финансовым услугам, множество. Вам могут отказать в проведении конкретного перевода или заблокировать банковскую карту по подозрению в участии в мошеннических операциях. В любом случае при приостановке перевода или тем более блокировке карты первое, что нужно сделать, – обратиться в свой банк. Сотрудники расскажут, в чем конкретно причина блокировки и подскажут, как лучше поступить в данной ситуации. А для того, чтобы избежать проблем с доступом к своим счетам, следуйте рекомендациям, которые дали эксперты ярославского отделения Банка России.
Никому и никогда не передавайте свою карту и доступ в онлайн-банк. Пользоваться ими можете только вы. Есть риск, что ваш друг, знакомый или даже неизвестный, который купил у вас карту, использует ее в незаконных операциях. Например, в качестве «безопасного счета», на который обманутые граждане будут переводить сбережения и кредитные средства. Вполне вероятно, что вместо нескольких тысяч рублей, полученных за передачу карты, суд обяжет вас вернуть все, что было украдено и проведено через ваш счет. А это могут быть сотни тысяч и даже миллионы рублей.
Не совершайте денежные операции по просьбе незнакомцев. Неизвестный перевел вам деньги и просит вернуть их? Действительно, иногда люди совершают ошибочные переводы. В этом случае нужно обратиться в банк и попросить отправить деньги по реквизитам отправителя. Самому переводить деньги опасно, так как можно стать жертвой преступников. Во-первых, мошенники могут рассылать поддельные смс от банка о якобы зачислении на счет, но в действительности никаких денег не поступает. Расчет делается на невнимательность жертвы. Во-вторых, даже если деньги действительно поступили, то при переводе их на другие счета под предлогом «возврата» вы рискуете стать частью преступной цепочки по выводу похищенных средств.
Не делайте переводы частным лицам в магазине и на рынке. Распространенная ситуация: продавец говорит, что терминал не работает, но деньги можно перевести на ему карту. Банк видит регулярные переводы одному получателю и может расценить их как подозрительные. Кроме этого, вы ничего не знаете об этом человеке. Следовательно, есть риск, что он может быть втянут в преступные схемы. Если есть необходимость перевести деньги другому человеку (например, сборы на подарок, благотворительность, помощь участникам СВО), обязательно укажите назначение платежа. К примеру, «дар», «подарок на ДР» и т.д. Так переводы станут понятнее для банка и не вызовут лишних подозрений.
Не оплачивайте услуги пиратских сайтов, нелегальных казино, анонимных криптообменников. Во-первых, сами по себе эти сайты находятся вне закона. Во-вторых, организаторы таких площадок зачастую сводят с их помощью ничего не подозревающих граждан с преступниками. Так, при покупке криптовалюты в таких обменниках деньги могут переводиться на счета, связанные с финансированием терроризма. Аналогично могут пострадать и игроки онлайн-казино. Человек, выводя средства на карту, думает, что деньги поступают ему от казино. На деле же номер карты передается покупателям наркотических веществ и перевод средств игроку делают уже они. Так игрок неумышленно становится участником преступных расчетов.
Своевременно информируйте банк, если вы поменяли фамилию, номер телефона или адрес. В этом случае банк будет уверен, что эти вы пользуетесь вашими счетами, а не человек с другой фамилией. В случае же со сменой телефона все еще опаснее: сотовый оператор может передать ваш бывший номер другому абоненту, который обнаружит, что к нему до сих пор привязан ваш личный кабинет, и может получить доступ к счетам.
Что делать, если банк все-таки ограничил доступ к карте или счету?
В таком случае финансовая организация обязана сообщить, на основании какого закона было принято такое решение, а также уточнить, что человек должен сделать, чтобы восстановить обслуживание.
Доступ к счету ограничен по ФЗ № 115. В этом случае нужно уточнить в банке причину блокировки и подготовить документы, которые запросила организация. Если банк и после этого отказывается пересматривать свое решение, необходимо направить обращение в интернет-приемную Банка России.
Доступ к счету ограничен по ФЗ № 161. Это означает, что реквизиты попали в базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиентов». Обжаловать такое решение можно двумя способами:
1. Обратиться с заявлением в любой из банков, где обслуживается человек.
2. Направить заявление в Банк России через интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Больше информации о блокировке карт можно прочитать на нашем сайте в разделе «Вопросы и Ответы».
