Плату за парковку в Петербурге меняют с одинаковой на разную
С октября 2025 года оставить легковой автомобиль в центре Санкт-Петербурга можно будет за 100—360 рублей в час. Официально тарифы еще не утверждены, есть только методика определения стоимости и результаты анализа загруженности улиц. Но информацию о грядущих нововведениях СМИ подтвердили и чиновники комитета по транспорту, и глава Городского центра управления парковками Михаил Курдяев. Пока в Северной столице с 8 утра до 8 часов вечера в зоне «синей разметки» припарковать легковушку можно за 100 рублей в час.
По московскому сценариюВ Петербурге после введения не экспериментальной, а уже постоянной платной парковки в исторической части города в 2021 году установили фиксированные тарифы, которые для легковых автомобилей составили 100 рублей, для мотоциклов — 39 рублей, для грузовиков, автобусов и других крупных транспортных средств — 198 рублей в час. Для льготников и владельцев электромобилей — бесплатно, для местных жителей — 1800 рублей в год. Доходы от эксплуатации платного парковочного пространства в первом полугодии 2025 года составили почти четыре миллиарда рублей.
За эти четыре года тарифы не повышали. Но в 2025 году решили их актуализировать сразу за все прошедшее время и взять на вооружение московский опыт зонирования. Одна из причин — немного освободившаяся центральная часть города снова забилась машинами, и место даже на платной парковке порой не найти. Кроме того, исторический центр в Петербурге жилой, и многие его жители оформили допуск в пределах района. Всего, включая льготников, оформлено более 124 тысяч парковочных разрешений.
В июне 2025 года Смольный заказал исследование загруженности парковочных зон в Адмиралтейском, Центральном, Петроградском и Василеостровском районах города. Подрядчики определили магистрали, где зоны «синей разметки» загружены менее чем на 50 процентов, от 50 до 70 процентов, от 70 до 85 процентов и свыше 85 процентов. Этим улицам присвоили коэффициенты от К1 до К4, влияющие на тарифы. За основу взят опыт Москвы, где чем ближе к Кремлю, тем дороже оставить машину.
Штрафы за незаконное использование знака «Инвалид» на авто предложили удвоитьПо динамическому тарифу стоимость парковки в столице порой составляет 800 рублей в час. При базовой стоимости в 200 рублей, которая в отличие от Петербурга действует и ночью, в Москве припарковать машину до Бульварного кольца днем стоит от 380 до 600 рублей в час. Чем ближе к МКАД, тем лояльнее тарифы — вплоть до 40 рублей в час круглосуточно.
Принцип соседней улицыСтоимость парковки по четырем парковочным коэффициентам в Петербурге составит для легковых машин 100, 200, 280 и 360 рублей в час. 25 августа постановлением Смольного утверждена методика вычисления этих сумм, которая опирается на стоимость проезда в общественном транспорте. Ежегодно комитет по транспорту будет актуализировать данные о загруженности парковочных зон и менять стоимость при необходимости. Временной интервал менять пока не планируют — с 20 часов и до 8 утра оставить машину можно бесплатно. А вот отменять плату по выходным и праздникам не будут.
Законы, вступающие в силу с 1 сентябряЗонирование улиц еще не утверждено, но примерно расписано. По прикидкам, оно не будет иметь четкого деления на микрорайоны. Рядом с «дорогой» улицей может оказаться целый квартал по самому низкому тарифу.
Так, на Васильевском острове оставить машину на Большом проспекте можно будет за 360 рублей. Такой же ценник установят на улицах рядом со стрелкой ВО. Но на прилегающих территориях плата составит как 280, так и 200 рублей. А ближе к Наличной улице будет действовать классический тариф по 100 рублей в час.
Садовая улица ближе к Адмиралтейским верфям будет стоить по 100 рублей, у Сенной площади — 280 рублей, а ближе к Невскому проспекту — 360 рублей. Но на улицах рядом можно будет оставить машины по более низкой стоимости.
Набережная реки Фонтанки в Центральном районе будет стоить 200 рублей в час, а ближе к площади Репина — 100 рублей. Лиговский проспект тарифицируют по 360 рублей в час, но целый квартал рядом идет по ценнику в 100 рублей.
От Невского проспекта до Исаакиевского собора микрорайон значится в цене 360 рублей. Но оставить машину на набережной реки Мойки и на улицах по другую сторону собора до площади Труда — по 280 рублей в час.
Большой, Малый и Чкаловский проспекты на Петроградке идут по самому высокому тарифу в 360 рублей в час, но все прилегающие территории — по 280 рублей. Ближе к Песочной набережной и на Крестовском острове стоимость снижается до 200 рублей, а Аптекарская набережная — уже 100 рублей.
Решение для задачиРанее депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев отметил «Парламентской газете», что повышение тарифов и дифференцированный подход оправданны:
«Когда вводилась плата за парковку, основной задачей была разгрузка центра города от избыточного трафика. Чтобы те, кто приезжает работать и оставляет машину с утра до вечера, не перегружали улицы в исторической части. Но за четыре года экономическая ситуация сильно изменилась. Городской бюджет увеличился почти вдвое. Выросли и доходы людей, они могут себе позволить пять дней в неделю с утра до вечера оставлять машину на узеньких улочках около Невского проспекта. Некоторые участки загружены на сто процентов. Изначально поставленная задача уже не решается. Как врач, который получил анализы, вынужден согласиться с таким лечением в интересах пациента. Поэтому поддерживаю разумный, обоснованный подход к корректировке тарифов».
Цивилев привел данные статистики, свидетельствующие, что средняя загруженность платных парковок в Петербурге в 2024 году составила 89 процентов, что выше общероссийского показателя 85 процентов. Например, в центре города, около Невского проспекта, загруженность в дневное время достигает 95-100 процентов. Министр финансов США раскритиковал Россию за «усиление бомбардировок»Он напомнил, что платные парковки — это промежуточный этап к созданию «зеленых зон», которые призваны снизить использование личных автомобилей и стимулировать развитие более устойчивых и экологичных видов транспорта.