По маршрутам рассчитайсь! Финансовые итоги работы общественного транспорта в Перми за 2024 год

По маршрутам рассчитайсь! Финансовые итоги работы общественного транспорта в Перми за 2024 год
В департаменте транспорта администрации Перми предоставили Business Class подробную информацию об итогах работы общественного транспорта за 2024 год. Изучили данные, сравнили их с показателями прошлого года и делимся аналитикой. Самые прибыльные маршрутыПо результатам 2024 года 13 автобусных маршрутов Перми оказались прибыльными: выручка от платы проезда превысила расходы на транспортную работу. Маршрут Показатели 2024 года Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами) Доходы Расходы 2024 год 2023 год № 27 241 656 207 206 000 802 35 655 405 34 543 405 № 1 205 167 178 187 650 530 17 516 649 12 718 580 № 37 39 307 229 25 901 389 13 405 840 8 120 513 № 56 56 176 530 44 507 318 11 669 212 5 786 885 № 68 70 248 702 59 258 909 10 989 794 16 511 579 № 71 42 698 059 38 041 028 4 657 032 -787 577 № 17 41 227 450 36 576 231 4 651 219 2 225 183 № 40 49 404 755 44 837 560 4 567 196 2 160 926 № 8 38 774 432 34 449 632 4 324 800 5 871 851 № 45 93 761 366 89 756 053 4 005 313 -2 208 477 Безусловным лидером по экономической эффективности стал автобусный маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». При затратах в 206 млн рублей он принес 241,6 млн рублей дохода, обеспечив рекордную прибыль в 35,6 млн рублей. Немного уступил ему № 1 «Микрорайон Садовый – станция Пермь II» с итоговым показателем 17,5 млн рублей. Замыкает тройку лидеров маршрут № 37 «Ул. Ушинского – микрорайон Висим» – при относительно скромных затратах в 25,9 млн рублей он пополнил бюджет Перми на 13,4 млн рублей. Среди других финансово успешных направлений – № 56 «Станция Пермь II – микрорайон Крохалева» с прибылью 11,6 млн рублей и № 68 «Станция Пермь II – микрорайон Садовый», который принес в городскую казну 10,9 млн рублей. Анализ данных за первое полугодие и за 12 месяцев 2024 года показал, что основная часть доходов приходится на вторую половину года. Например, прибыль маршрута № 27 с января по июнь составила 12,4 млн рублей, с июля по декабрь – 23,2 млн рублей. На направлении № 1 результат первого полугодия – 5,9 млн рублей, второго – 11,6 млн рублей. На маршруте № 37 финансовый результат второй половины года оказался в полтора раза выше, чем за первые шесть месяцев. Помимо маршрутов, представленных в ТОП-10, в число прибыльных вошли № 26 «Центральная Усадьба – микрорайон Крольчатник» (2,2 млн рублей), № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» (1,8 млн рублей) и № 65 «Садовая – Березовая роща» (706 тысяч рублей). Для сравнения, в 2023 году маршрутов с положительным финансовым результатом было 11. Прибыльными, как правило, оказываются маршруты, характеризующиеся высокой сменяемостью пассажиров и небольшой средней продолжительностью поездки. В 2024 году на финансирование перевозчиков из городского бюджета было выделено 6,78 млрд рублей, при этом доходная часть составила 5,47 млрд рублей. Таким образом, дефицит в отрасли достиг 1,31 млрд рублей, или 19,3 % от общего объема финансирования. Самые убыточные маршруты Маршрут Показатели 2024 года Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами) Доходы Расходы 2024 год 2023 год № 20 164 589 325 269 070 408 -104 481 083 -117 293 441 № 32 94 166 852 186 292 236 -92 125 384 -89 945 761 № 77 240 342 141 324 250 116 -83 907 975 -102 486 345 № 53 120 332 409 190 278 441 -69 946 032 -67 500 586 № 15 159 529 982 217 545 675 -58 015 692 -62 828 584 Трамвай № 7 117 307 940 174 307 304 -56 999 364 -49 070 497 № 80 83 852 373 138 330 478 -54 478 105 -60 084 485 Трамвай № 5 156 257 465 208 429 661 -52 172 196 -48 346 909 Трамвай № 11 54 174 353 102 599 612 -48 425 258 -72 909 563 Трамвай № 8 105 059 117 150 813 826 -45 754 708 -42 224 395 Наибольших дотаций требуют маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов в центр города. Их ключевая особенность – значительная дальность поездки, которая напрямую влияет на себестоимость перевозок. Большие расстояния и значительное число людей, которые едут от конечной до конечной остановки, приводят к тому, что на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других эксплуатационных расходов. Просторней в салоне – меньше «зайцев». Интервью с начальником департамента транспорта ПермиТОП-10 по убыточности возглавляет автобусный маршрут № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок» с рекордной субсидией в 104,4 млн рублей. На втором месте расположился маршрут № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок» с убытком 92,1 млн рублей. А третье место занял автобус № 77 «Улица Памирская – улица Мильчакова», где разрыв между расходами и доходами достиг 83,9 млн рублей. Также в числе наиболее убыточных оказались маршруты № 53 «Центральный рынок – 10-й микрорайон» (69,9 млн рублей) и № 15 «Южная – Детский дом культуры имени Кирова – Центральный рынок» (58 млн рублей). Среди трамвайных направлений наибольшие убытки зафиксированы на маршрутах № 7 (56,9 млн рублей), № 5 (52,1 млн рублей) и № 11 (48,4 млн рублей). Сам подвижной состав, обслуживание вагонов и инфраструктуры электротранспорта обходится дороже в сравнении с автомобильным. При этом тариф на проезд в Перми усредняется, он одинаковый для всех видов транспорта, поэтому работа всех трамваев дотируется. ПассажиропотокОдновременно отметим и небольшое (на 1,4 %) снижение пассажиропотока трамваев в 2024 году при росте общего показателя общественного транспорта – он достиг 240,8 млн поездок, (+ 3 % к 2023 году). ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока в 2024 году Маршрут Пассажиропоток 2024 год 2023 год Снижение Трамвай № 12 954 581 3 872 052 -75,3% № 25 302 237 503 335 -40,0% Трамвай № 11 2 684 791 4 293 785 -37,5% № 69 610 748 828 745 -26,3% № 28 590 947 781 485 -24,4% № 33 1 184 068 1 524 584 -22,3% № 3 4 268 702 5 247 196 -18,6% № 29 648 607 778 121 -16,6% № 63 1 087 806 1 292 807 -15,9% Наибольшее снижение пассажиропотока как в процентном, так и в абсолютном выражении зафиксировано на трамвайных маршрутах № 11 и 12. Причиной стало временное прекращение трамвайного движения в Индустриальном районе. Реконструкция улицы Карпинского и замена путей на улице Мира привели к приостановке работы трамвая № 12 «Школа № 107 – микрорайон Разгуляй». Трамвай № 11 «Школа № 107 – микрорайон Висим» также временно не функционировал, однако осенью 2024 года его движение восстановили с изменением следования до станции Пермь II. В первой тройке также оказался автобус № 25, который с 1 сентября 2024 года был объединен с маршрутом № 5 под его номером. Кстати, на новом направлении, связавшем микрорайоны Новобродовский и Голый Мыс с Комсомольской площадью, пассажиропоток по итогам года вырос на 14,6 %. В ноябре 2024 года произошли изменения еще у двух маршрутов, вошедших в антирейтинг по динамике пассажиропотока. В целях оптимизации и сокращения времени ожидания автобусов маршрут № 69 объединили с № 70. Одновременно из-за реконструкции улицы Карпинского изменили путь следования автобуса № 28, перенаправив его через ДК Гагарина и улицу Советской Армии. Однако, несмотря на предпринятые меры по устранению регулярных срывов расписания, вызванных пробками у Стахановского кольца и Гознака, пассажиропоток на этом направлении сократился на 24,4 %. ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока в 2024 году Маршрут Пассажиропоток 2024 год 2023 год Рост № 81 4 271 244 303 602 1 306,9 % № 66 143 756 27 511 422,5 % Трамвай № 3 222 051 146 837 51,2 % № 49 1 044 212 796 571 31,1 % Трамвай № 4 5 934 835 4 580 592 29,6 % Трамвай № 8 4 745 934 3 693 977 28,5 % № 62 2 813 101 2 228 329 26,2 % № 38 544 619 432 506 25,9 % Трамвай № 7 5 394 204 4 316 556 25,0 % Трамвай № 5 7 470 773 6 242 437 19,7 % Заметный рост пассажиропотока зафиксирован на электробусном маршруте № 81 «Улица Сапфирная – станция Пермь II» – на нем количество пассажиров по сравнению с 2023 годом увеличилось в 14 раз. Такая динамика объясняется тем, что электробусы были запущены в конце 2023 года. Одновременно маршрут № 81 показал отрицательную финансовую динамику, что, как и в случае с трамваями, может быть связано с более дорогим обслуживанием подвижного состава и инфраструктуры. Второе место – за № 66 «Микрорайон Налимиха – улица Светлогорская», который также начал работу во второй половине 2023 года. Маршрут также одновременно оказался в лидерах по увеличению убытков. Это маршрут районного значения, на линии работают два автобуса малого класса. Он улучшил транспортную доступность микрорайона Налимиха. В первую пятерку рейтинга также вошли автобусный маршрут № 49 (с конца 2023 года на нем ввели дополнительные рейсы), а также трамвайные маршруты № 3 и 4 с приростом в 52,2 % и 29,6 % соответственно. Динамика прибыли и убыткаФинансовые результаты маршрутов мы также оценили в динамике. ТОП-10 по росту прибыли +/убытка - Маршрут Прибыль +/убыток - Динамика прибыли +/убытка - за год 2024 год 2023 год № 71 4 657 031,74 -787 576,78 +691,3% № 57 1 785 349,09 456 210,67 +291,3% № 65 706 260,25 -378 104,21 +286,8% № 45 4 005 313,10 -2 208 476,80 +281,4% № 26 2 220 440,80 -1 446 523,05 +253,5% № 40 4 567 195,57 2 160 926,02 +111,4% № 17 4 651 218,93 2 225 183,11 +109,0% № 56 11 669 212,31 5 786 885,05 +101,6% Трамвай № 12 -7 476 533,964 -36 772 586,26 +79,7% № 51 -492 509,34 -1 937 521,26 +74,6% Абсолютным лидером стал маршрут № 71 «Пермь I – улица Анвара Гатауллина», который из убытков (–787,6 тыс. рублей в 2023 году) «ушел в плюс» на 4,66 млн рублей. Способствовало этому продление пути следования до Перми I. На втором месте – № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед», увеличивший прибыль почти в три раза. Мощный рывок совершили маршруты № 65 «Садовая – Березовая роща», который в том числе довозит сотрудников Пермского порохового завода до проходных, и № 45 «Микрорайон Крохалева – улица Мильчакова». Он также обеспечивает транспортную доступность крупных промышленных предприятий, расположенных по ул. Куйбышева. ТОП-10 по снижению прибыли (убытка) Маршрут Прибыль (убыток) Динамика прибыли (убытка) за год 2024 год 2023 год № 66 -8 295 542 -1 379 638 -501,3% № 16 -10 685 475 -2 509 444 -325,8% № 13 -1 116 528 858 692 -230,0% № 81 -14 640 245 -4 886 477 -199,6% № 75 -9 563 797 -3 494 633 -173,7% № 30 -6 959 061 -2 647 395 -162,9% № 55 -3 201 086 6 151 488 -152,0% № 3 -6 892 895 -3 241 487 -112,6% № 5 -13 952 581 -8 058 696 -73,1% № 35 -6 547 575 -3 819 264 -71,4% Худшие результаты в динамике показал уже упомянутый «социальный» маршрут № 66 «Микрорайон Налимиха – улица Светлогорская», чей убыток за год увеличился в пять раз. В тройке – маршруты № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» и № 13 «Песьянка – площадь Карла Маркса». Новые направленияОсобого внимания заслуживают показатели маршрутов, открытых в 2024 году. В течение года в Перми появились три новых автобусных направления: № 31, 72 и 79. Все они завершили год с отрицательными финансовыми результатами. Маршрут № 31 «Комсомольская площадь – микрорайон Краснова – микрорайон Липовая гора» показал убыток в 2,5 млн рублей. Чуть хуже ситуация на маршруте № 79 «Микрорайон Новый Крым – Пермский педагогический колледж» – здесь дефицит составил 3 млн рублей. Напомним, что эти направления, обслуживаемые новыми автобусами малого класса, вышли на линии 1 сентября 2024 года, заменив собой устаревшие «тэшки». У автобуса № 72 «ТРЦ «Планета» – ЦУМ», убытки составили 844 тыс. рублей. Он запущен в качестве компенсационного на время ремонта трамвайных путей в Индустриальном районе. Началась продажа разовых билетов за наличные для проезда в общественном транспорте Перми  

Business Class Business Class

10:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025