По маршрутам рассчитайсь! Финансовые итоги работы общественного транспорта в Перми за 2024 год
В департаменте транспорта администрации Перми предоставили Business Class подробную информацию об итогах работы общественного транспорта за 2024 год. Изучили данные, сравнили их с показателями прошлого года и делимся аналитикой.
Самые прибыльные маршрутыПо результатам 2024 года 13 автобусных маршрутов Перми оказались прибыльными: выручка от платы проезда превысила расходы на транспортную работу.
Маршрут
Показатели 2024 года
Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами)
Доходы
Расходы
2024 год
2023 год
№ 27
241 656 207
206 000 802
35 655 405
34 543 405
№ 1
205 167 178
187 650 530
17 516 649
12 718 580
№ 37
39 307 229
25 901 389
13 405 840
8 120 513
№ 56
56 176 530
44 507 318
11 669 212
5 786 885
№ 68
70 248 702
59 258 909
10 989 794
16 511 579
№ 71
42 698 059
38 041 028
4 657 032
-787 577
№ 17
41 227 450
36 576 231
4 651 219
2 225 183
№ 40
49 404 755
44 837 560
4 567 196
2 160 926
№ 8
38 774 432
34 449 632
4 324 800
5 871 851
№ 45
93 761 366
89 756 053
4 005 313
-2 208 477
Безусловным лидером по экономической эффективности стал автобусный маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». При затратах в 206 млн рублей он принес 241,6 млн рублей дохода, обеспечив рекордную прибыль в 35,6 млн рублей. Немного уступил ему № 1 «Микрорайон Садовый – станция Пермь II» с итоговым показателем 17,5 млн рублей. Замыкает тройку лидеров маршрут № 37 «Ул. Ушинского – микрорайон Висим» – при относительно скромных затратах в 25,9 млн рублей он пополнил бюджет Перми на 13,4 млн рублей.
Среди других финансово успешных направлений – № 56 «Станция Пермь II – микрорайон Крохалева» с прибылью 11,6 млн рублей и № 68 «Станция Пермь II – микрорайон Садовый», который принес в городскую казну 10,9 млн рублей.
Анализ данных за первое полугодие и за 12 месяцев 2024 года показал, что основная часть доходов приходится на вторую половину года. Например, прибыль маршрута № 27 с января по июнь составила 12,4 млн рублей, с июля по декабрь – 23,2 млн рублей. На направлении № 1 результат первого полугодия – 5,9 млн рублей, второго – 11,6 млн рублей. На маршруте № 37 финансовый результат второй половины года оказался в полтора раза выше, чем за первые шесть месяцев.
Помимо маршрутов, представленных в ТОП-10, в число прибыльных вошли № 26 «Центральная Усадьба – микрорайон Крольчатник» (2,2 млн рублей), № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» (1,8 млн рублей) и № 65 «Садовая – Березовая роща» (706 тысяч рублей). Для сравнения, в 2023 году маршрутов с положительным финансовым результатом было 11. Прибыльными, как правило, оказываются маршруты, характеризующиеся высокой сменяемостью пассажиров и небольшой средней продолжительностью поездки.
В 2024 году на финансирование перевозчиков из городского бюджета было выделено 6,78 млрд рублей, при этом доходная часть составила 5,47 млрд рублей. Таким образом, дефицит в отрасли достиг 1,31 млрд рублей, или 19,3 % от общего объема финансирования.
Самые убыточные маршруты
Маршрут
Показатели 2024 года
Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами)
Доходы
Расходы
2024 год
2023 год
№ 20
164 589 325
269 070 408
-104 481 083
-117 293 441
№ 32
94 166 852
186 292 236
-92 125 384
-89 945 761
№ 77
240 342 141
324 250 116
-83 907 975
-102 486 345
№ 53
120 332 409
190 278 441
-69 946 032
-67 500 586
№ 15
159 529 982
217 545 675
-58 015 692
-62 828 584
Трамвай № 7
117 307 940
174 307 304
-56 999 364
-49 070 497
№ 80
83 852 373
138 330 478
-54 478 105
-60 084 485
Трамвай № 5
156 257 465
208 429 661
-52 172 196
-48 346 909
Трамвай № 11
54 174 353
102 599 612
-48 425 258
-72 909 563
Трамвай № 8
105 059 117
150 813 826
-45 754 708
-42 224 395
Наибольших дотаций требуют маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов в центр города. Их ключевая особенность – значительная дальность поездки, которая напрямую влияет на себестоимость перевозок. Большие расстояния и значительное число людей, которые едут от конечной до конечной остановки, приводят к тому, что на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других эксплуатационных расходов.
Просторней в салоне – меньше «зайцев». Интервью с начальником департамента транспорта ПермиТОП-10 по убыточности возглавляет автобусный маршрут № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок» с рекордной субсидией в 104,4 млн рублей. На втором месте расположился маршрут № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок» с убытком 92,1 млн рублей. А третье место занял автобус № 77 «Улица Памирская – улица Мильчакова», где разрыв между расходами и доходами достиг 83,9 млн рублей. Также в числе наиболее убыточных оказались маршруты № 53 «Центральный рынок – 10-й микрорайон» (69,9 млн рублей) и № 15 «Южная – Детский дом культуры имени Кирова – Центральный рынок» (58 млн рублей).
Среди трамвайных направлений наибольшие убытки зафиксированы на маршрутах № 7 (56,9 млн рублей), № 5 (52,1 млн рублей) и № 11 (48,4 млн рублей). Сам подвижной состав, обслуживание вагонов и инфраструктуры электротранспорта обходится дороже в сравнении с автомобильным. При этом тариф на проезд в Перми усредняется, он одинаковый для всех видов транспорта, поэтому работа всех трамваев дотируется.
ПассажиропотокОдновременно отметим и небольшое (на 1,4 %) снижение пассажиропотока трамваев в 2024 году при росте общего показателя общественного транспорта – он достиг 240,8 млн поездок, (+ 3 % к 2023 году).
ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока в 2024 году
Маршрут
Пассажиропоток
2024 год
2023 год
Снижение
Трамвай № 12
954 581
3 872 052
-75,3%
№ 25
302 237
503 335
-40,0%
Трамвай № 11
2 684 791
4 293 785
-37,5%
№ 69
610 748
828 745
-26,3%
№ 28
590 947
781 485
-24,4%
№ 33
1 184 068
1 524 584
-22,3%
№ 3
4 268 702
5 247 196
-18,6%
№ 29
648 607
778 121
-16,6%
№ 63
1 087 806
1 292 807
-15,9%
Наибольшее снижение пассажиропотока как в процентном, так и в абсолютном выражении зафиксировано на трамвайных маршрутах № 11 и 12. Причиной стало временное прекращение трамвайного движения в Индустриальном районе. Реконструкция улицы Карпинского и замена путей на улице Мира привели к приостановке работы трамвая № 12 «Школа № 107 – микрорайон Разгуляй». Трамвай № 11 «Школа № 107 – микрорайон Висим» также временно не функционировал, однако осенью 2024 года его движение восстановили с изменением следования до станции Пермь II.
В первой тройке также оказался автобус № 25, который с 1 сентября 2024 года был объединен с маршрутом № 5 под его номером. Кстати, на новом направлении, связавшем микрорайоны Новобродовский и Голый Мыс с Комсомольской площадью, пассажиропоток по итогам года вырос на 14,6 %.
В ноябре 2024 года произошли изменения еще у двух маршрутов, вошедших в антирейтинг по динамике пассажиропотока. В целях оптимизации и сокращения времени ожидания автобусов маршрут № 69 объединили с № 70. Одновременно из-за реконструкции улицы Карпинского изменили путь следования автобуса № 28, перенаправив его через ДК Гагарина и улицу Советской Армии. Однако, несмотря на предпринятые меры по устранению регулярных срывов расписания, вызванных пробками у Стахановского кольца и Гознака, пассажиропоток на этом направлении сократился на 24,4 %.
ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока в 2024 году
Маршрут
Пассажиропоток
2024 год
2023 год
Рост
№ 81
4 271 244
303 602
1 306,9 %
№ 66
143 756
27 511
422,5 %
Трамвай № 3
222 051
146 837
51,2 %
№ 49
1 044 212
796 571
31,1 %
Трамвай № 4
5 934 835
4 580 592
29,6 %
Трамвай № 8
4 745 934
3 693 977
28,5 %
№ 62
2 813 101
2 228 329
26,2 %
№ 38
544 619
432 506
25,9 %
Трамвай № 7
5 394 204
4 316 556
25,0 %
Трамвай № 5
7 470 773
6 242 437
19,7 %
Заметный рост пассажиропотока зафиксирован на электробусном маршруте № 81 «Улица Сапфирная – станция Пермь II» – на нем количество пассажиров по сравнению с 2023 годом увеличилось в 14 раз. Такая динамика объясняется тем, что электробусы были запущены в конце 2023 года. Одновременно маршрут № 81 показал отрицательную финансовую динамику, что, как и в случае с трамваями, может быть связано с более дорогим обслуживанием подвижного состава и инфраструктуры.
Второе место – за № 66 «Микрорайон Налимиха – улица Светлогорская», который также начал работу во второй половине 2023 года. Маршрут также одновременно оказался в лидерах по увеличению убытков. Это маршрут районного значения, на линии работают два автобуса малого класса. Он улучшил транспортную доступность микрорайона Налимиха. В первую пятерку рейтинга также вошли автобусный маршрут № 49 (с конца 2023 года на нем ввели дополнительные рейсы), а также трамвайные маршруты № 3 и 4 с приростом в 52,2 % и 29,6 % соответственно.
Динамика прибыли и убыткаФинансовые результаты маршрутов мы также оценили в динамике.
ТОП-10 по росту прибыли +/убытка -
Маршрут
Прибыль +/убыток -
Динамика прибыли +/убытка - за год
2024 год
2023 год
№ 71
4 657 031,74
-787 576,78
+691,3%
№ 57
1 785 349,09
456 210,67
+291,3%
№ 65
706 260,25
-378 104,21
+286,8%
№ 45
4 005 313,10
-2 208 476,80
+281,4%
№ 26
2 220 440,80
-1 446 523,05
+253,5%
№ 40
4 567 195,57
2 160 926,02
+111,4%
№ 17
4 651 218,93
2 225 183,11
+109,0%
№ 56
11 669 212,31
5 786 885,05
+101,6%
Трамвай № 12
-7 476 533,964
-36 772 586,26
+79,7%
№ 51
-492 509,34
-1 937 521,26
+74,6%
Абсолютным лидером стал маршрут № 71 «Пермь I – улица Анвара Гатауллина», который из убытков (–787,6 тыс. рублей в 2023 году) «ушел в плюс» на 4,66 млн рублей. Способствовало этому продление пути следования до Перми I. На втором месте – № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед», увеличивший прибыль почти в три раза. Мощный рывок совершили маршруты № 65 «Садовая – Березовая роща», который в том числе довозит сотрудников Пермского порохового завода до проходных, и № 45 «Микрорайон Крохалева – улица Мильчакова». Он также обеспечивает транспортную доступность крупных промышленных предприятий, расположенных по ул. Куйбышева.
ТОП-10 по снижению прибыли (убытка)
Маршрут
Прибыль (убыток)
Динамика прибыли (убытка) за год
2024 год
2023 год
№ 66
-8 295 542
-1 379 638
-501,3%
№ 16
-10 685 475
-2 509 444
-325,8%
№ 13
-1 116 528
858 692
-230,0%
№ 81
-14 640 245
-4 886 477
-199,6%
№ 75
-9 563 797
-3 494 633
-173,7%
№ 30
-6 959 061
-2 647 395
-162,9%
№ 55
-3 201 086
6 151 488
-152,0%
№ 3
-6 892 895
-3 241 487
-112,6%
№ 5
-13 952 581
-8 058 696
-73,1%
№ 35
-6 547 575
-3 819 264
-71,4%
Худшие результаты в динамике показал уже упомянутый «социальный» маршрут № 66 «Микрорайон Налимиха – улица Светлогорская», чей убыток за год увеличился в пять раз. В тройке – маршруты № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» и № 13 «Песьянка – площадь Карла Маркса».
Новые направленияОсобого внимания заслуживают показатели маршрутов, открытых в 2024 году. В течение года в Перми появились три новых автобусных направления: № 31, 72 и 79. Все они завершили год с отрицательными финансовыми результатами.
Маршрут № 31 «Комсомольская площадь – микрорайон Краснова – микрорайон Липовая гора» показал убыток в 2,5 млн рублей. Чуть хуже ситуация на маршруте № 79 «Микрорайон Новый Крым – Пермский педагогический колледж» – здесь дефицит составил 3 млн рублей. Напомним, что эти направления, обслуживаемые новыми автобусами малого класса, вышли на линии 1 сентября 2024 года, заменив собой устаревшие «тэшки». У автобуса № 72 «ТРЦ «Планета» – ЦУМ», убытки составили 844 тыс. рублей. Он запущен в качестве компенсационного на время ремонта трамвайных путей в Индустриальном районе.
Началась продажа разовых билетов за наличные для проезда в общественном транспорте Перми