Почувствуй себя перекупом: выбрали самый крутой толщиномер

Еще вчера назначение толщиномеров лакокрасочных покрытий (ЛКП) было очевидным: определять наличие ремонтных участков кузова автомобиля. Но теперь все хотят также знать, оцинкована кузовная деталь или нет? К примеру, с завода крыло может выходить оцинкованным, а после ремонта может быть установлена деталь уже безо всякого цинка.

Для экспертизы мы приобрели шесть приборов, которые должны (по обещаниям производителей) определять толщину покрытия на цветных и черных металлах. Результаты наших исследований относятся только к этим образцам.

Как устроен толщиномер?

Для «мозгов» толщиномера основное отличие между сталью и алюминием состоит в том, что железосодержащий сплав магнитится, а алюминий нет. Поэтому большинство приборов сочетают вихретоковый метод для нежелезосодержащих сплавов и магнитоиндукционный – для стали. В инструкциях их могут называть по-разному, но суть от этого не меняется. Потребителю важен вкус готового блюда, а не секреты повара.

Сложнее ситуация с оцинкованными кузовами. Прибор отличает цинк от стали по тому, что срабатывают одновременно и вихретоковый, и магнитоиндукционный методы, выводя на экран надпись типа «Fe+Zn».

Из испытываемых приборов определять наличие оцинковки прямо обещали только Carsys Автоподбор и R&D ЕТ330. Производители толщиномера iCartool IC-T100 отметили, что их прибор может работать с оцинкованными кузовами, а в описании к Airline AKAA002 цинк упомянут в перечне металлов, с которыми может работать устройство.

Только с прибором Мегеон 19200 сразу было ясно, что оцинковку он не обнаружит – в нем заложен только один метод измерения.

В инструкции к Etari ET 700 Max сказано, что устройство определяет наличие металлизированной шпаклевки – такую порой используют, чтобы обмануть толщиномер, не дать ему «заглянуть» вглубь зашпаклеванной вмятины.

Как проверяли?

Проверку проводили как на автомобилях, так и на предметах хозяйственного назначения – включая классическое оцинкованное ведро и строительные уголки, покрытые цинком. Кроме того, приобрели шпатлевку с алюминиевым наполнителем – хотели убедиться в том, что толщиномеры не перепутают ее с цинковым покрытием.

Автомобильную часть программы обеспечили Audi A6 и Hyundai Solaris. Немецкий седан предоставил нам для проверки свою алюминиевую крышку багажника и стальную оцинкованную стойку кузова. А корейский, для контраста, битый-перебитый стальной кузов со следами коррозии.

ТолщиномерыРезультаты

Основные ответы по профпригодности толщиномеров помог получить Audi. Вид металла определили все приборы, кроме Мегеона. А вот наличие оцинковки распознали только три устройства – Carsys, Etari и R&D. Они же легко показали наличие цинка на строительных уголках и ведре.

А со шпатлевкой получилось вот что. Тонкий слой, нанесенный на металлическую пластину, мог, по идее, сыграть роль цинкового покрытия – ведь частицы алюминия, как и цинка, не намагничиваются. Однако приборы не обманулись и фиксировать наличие цинка не стали. Частицы алюминия, не соприкасающиеся друг с другом, не смогли создать единый слой, необходимый для определения вихретоковым методом.

Определить отремонтированные участки на Солярисе смогли все толщиномеры.

Разный функционал

По своей «сообразительности» испытанные толщиномеры делятся на три уровня.

Первый уровень – совсем простой (Airline, iCartool, Мегеон). Такие приборы воспринимают цинк как некое покрытие сродни лакокраске. И вместо толщины ЛКП они показывают «краску плюс цинк». Это искажает информацию об истинной толщине слоя.

Второй уровень – более сложный (Carsys и Etari). Эти устройства указывают, что видят именно цинк, но всё равно воспринимают его как покрытие стали. На автомобиле они также показывают «краску плюс цинк», что несколько искажает информацию о слое окраски. Зато на новой неокрашенной детали они покажут толщину цинка!

Третий уровень – самый «умный» (R&D ЕТ330). Такой девайс определяет оцинкованную сталь как единый металл. Только такие толщиномеры сообщают вам истинную толщину ЛКП авто­мобиля.

Какой толщиномер выбрать?

Настоящий эксперт не должен доверяться только толщиномеру. Надо уметь определять наличие локальной окраски, незаводских швов и прочих скрываемых аспектов ремонтных работ без помощи приборов. Для них показания толщиномеров – это не решающий, а лишь совещательный голос. Кроме того, их показания можно предъявлять продавцам при возникновении спорных ситуаций.

Еще один классный лайфхак по использованию толщиномера здесь.«За рулем» можно читать и в Телеграм  

За рулем За рулем

03:06
5
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025