Полис ОСАГО в России может подешеветь
Коэффициент бонус-малус (КБМ) учитывает количество страховых случаев, произошедших по вине водителя. Чем меньше расходов несет страховщик, оплачивая ремонт пострадавшим, тем ниже КБМ и, соответственно, дешевле полис ОСАГО для аккуратного автовладельца. В настоящее время КБМ определяется автоматизированной информационной системой страхования (АИС). Комитет Госдумы по финрынку поддержал к принятию в первом чтении законопроект, увеличивающий годовой тариф на услуги оператора АИС. Такое повышение обусловлено существенным ростом цен на оборудование и программное обеспечение, необходимые оператору для выполнения своих функций. Мера позволит запустить быструю проверку полисов ОСАГО, пояснил нашему изданию президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев. «Парламентская газета» выясняла, как в целом новация повлияет на стоимость страховки.
Дорогое оборудование и точный расчетПринятие закона позволит запустить быструю проверку полисов ОСАГО при помощи информсистемы, которая была создана для повышения эффективности работы страхового сообщества и ускорения получения выплат гражданами, отметил присутствовавший на заседании комитета президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев. Еще один несомненный плюс системы: она помогает правильно рассчитать КБМ (фактически скидка на полис за безаварийный стаж) при расчете ОСАГО и хранит всю информацию об убытках.
«Мы видим, как у нас практически на 70 процентов упали жалобы по КБМ по расчету скидки. Для граждан это очень хорошо, потому что они действительно получают быстрые аргументированные ответы. Кроме того, система хранит информацию о всех убытках, поэтому сейчас они во взаимодействии с нами готовят различные отчеты для противодействия страховому мошенничеству. Мы передали системе часть функций, она готовит вопросы, связанные с тем же перестраховочным пулом, которые делают страховые компании для того, чтобы можно было в проблемных регионах продавать полисы без проблем. То есть обеспечивает доступность», — пояснил значимость системы Уфимцев.
Для того чтобы информсистема страховщиков функционировала корректно, необходимо поддерживать в надлежащем состоянии оборудование, стоимость которого в последнее время существенно увеличилась, напомнил глава профильного комитета Госдумы Анатолий Аксаков. Также подросла цена и программного обеспечения, необходимого оператору АИС страхования для выполнения своих функций. Помимо этого, возникла необходимость уточнения ряда информационных программ в части импортозамещения.
Анатолий Аксаков. © Юрий Инякин/ПГ
В своем законопроекте депутаты предлагают увеличить годовой тариф на услуги оператора АИС страхования с 0,4 до одного процента от размера полученной страховщиком совокупной годовой страховой премии за предшествующий год по ОСАГО. Увеличение платы, по словам Аксакова, также вызвано снижением средней страховой премии по «автогражданке», которая по итогам первого квартала 2025 года уменьшилась на 5,8 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Депутат добавил, что принятие дополнительных мер позволит также повысить уровень информационной безопасности на фоне возросших угроз. Законопроект, по его словам, согласован со страховым сообществом и Банком России.
Что важно знать при выходе на пенсию Как снизить стоимость ОСАГО
Коэффициент бонус-малус, который ежегодно обновляется в апреле, напрямую влияет на стоимость полиса ОСАГО, отражая страховую историю водителя. Самым надежным способом снизить цену «автогражданки» считается безаварийная езда.
Проверить актуальное значение КБМ можно с 1 апреля 2025 года в информсистеме страховщиков. Для этого необходимо ввести данные водительского удостоверения и другие запрашиваемые сведения. Система предоставит информацию о текущем коэффициенте и классе водителя.
В то же время следует учитывать, что на КБМ, помимо страховой истории водителя, влияют и другие факторы. Например, тип полиса: ограниченный (с указанием конкретных водителей) или неограниченный, а также стаж водителя.
Так, для водителей, не имеющих страховой истории, базовый КБМ является 1,17. В случае частых страховых случаев максимальный коэффициент может достичь 3,92, значительно увеличивая стоимость страховки.
При длительной безаварийной езде КБМ может снизиться до 0,46, что соответствует максимальной скидке на полис ОСАГО. Однако уменьшается значение коэффициента после аварии не мгновенно. Повышенный коэффициент будет применяться в течение года, до следующего периода страхования. Только по истечении этого срока при безаварийной езде КБМ начнет постепенно восстанавливаться при условии, что в течение страхового периода водитель вновь не стал виновником аварий.