Повлияют ли новые протесты в Турции на туристов, и на каких направлениях подешевели туры
На этой неделе мы активно готовились к новому летнему сезону: следили за тем, на каких направлениях растут объемы перевозки и падают цены на туры, наблюдали за политическими событиями в Турции и за тем, как они сказываются на настроениях туристов, а также выясняли возможные последствия претензий клиентов, которых не устроит отдых в Анапе, где официально введен режим ЧС. Об этом и многом другом — в нашем пятничном дайджесте.
Эксперт: новые протесты в Турции не повлияют на туристовПротестное движение в Турции после ареста мэра Стамбула Экрема Имамоглу не прекращается. Митинги прошли и в Анкаре, и в других городах. А после более чем 2-миллионной субботней акции лидер оппозиционной партии CHP Озгюр Озель заявлял о планах партии проводить митинги в одной из 81 провинций по выходным, а в Стамбуле — каждую среду в новом районе.
«В субботу был митинг, но не на улицах, как раньше, а в специально выделенном месте. Там собралось около 2 млн человек, но под контролем властей и полиции. Никаких угроз для туристов не было, все происходило километрах в 35-40 от туристических частей города, — рассказа Profi.Travel Сунай Сертель из турецкой DMC-компании Tulpar Travel.
По его словам, протесты, запланированные в других городах, могут проходить в том числе и в Анталии, но они будут мирными и состоятся в специально выделенных местах — далеко от туристических объектов, музеев, а также отелей, где проживают гости. Ранее мы сообщали, что отельеры в Стамбуле фиксируют аннуляции, но российские туроператоры говорят только о падении спроса и исключительно на туры в этот регион, а не в Турцию в целом.
Туры в Египет на майские праздники подешевели для россиян на 10-15%Сильным конкурентом Турции этим летом станет Египет, который, по словам экспертов, возвращает себе статус бюджетного направления. Например, на майские праздники туры на курорты Красного моря можно забронировать по ценам на 10-15% ниже прошлогодних. Причина — и рост объемов перевозки, и укрепление рубля.
Пока выбор на праздничные даты есть. «Можно забронировать поездку на майские праздники из Москвы в 5* на «Все включено» по цене от 155-160 тыс. руб. на двоих. Туры дешевле, чем были год назад, примерно на 10-15% — как из-за уменьшения стоимости перевозки, так и из-за укрепившегося рубля. Собственно, Египет возвращает себе статус бюджетного пляжного направления», — отметили в компании Space Travel.
Мнения туроператоров относительно цен разнятся, но все эксперты подчеркивают доступность туров. Так, в Tez Tour отметили, что стоимость туров осталась преимущественно на уровне прошлогодних значений, а благодаря более выгодному курсу туристы могут позволить себе отдых без существенного роста расходов.
Туры в ОАЭ на лето продаются по прошлогодним ценамЕще одним из конкурентов Турции летом уже традиционно станут Эмираты. Тем более, что цены на туры — вполне привлекательные. Благодаря увеличению объемов перевозки и укреплению рубля забронировать отдых можно по тарифам прошлого года.
Среди новых рейсов — совместная полетная программа «Библио-Глобуса» и «Аэрофлота» в Абу-Даби, которая стартует из Москвы с конца апреля. Аnex на это лето к 8 регионам, из которых возил туристов в Дубай, добавил новый — Волгоград. Fun&Sun планирует увеличение летней полетной программы по сравнению с прошлогодней приблизительно на 40%. Новые рейсы будут выполняться в Рас-эль-Хайму из Москвы и Минеральных Вод и в Шарджу — из столицы, Самары, Казани, Екатеринбурга и Уфы. Кроме того, в числе новинок — вылеты в Дубай 3 раза в день из Сочи. «В 2024 году полетная программа Flydubai из ОАЭ была, но в большей мере она использовалась для въездного туризма», — подчеркнули в компании.
В компании «Арт-Тур» также отметили и рост интереса к ОАЭ, и к России со стороны арабских туристов, и увеличение количества рейсов. «Мы даже взяли блоки мест на Emirates из Москвы и Санкт-Петербурга. Также у нас будут специальные цены на авиабилеты других авиакомпаний, в частности, Etihad, например, которая впервые открывает прямые перелёты в Сочи. Кроме того, в Сочи будет летать Air Arabia», — рассказал генеральный директор «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов.
О ценах на туры и о том, что выбирают туристы этим летом, читайте в нашем материале.
Туроператоры предупреждают агентов о новых правилах въезда в ТаиландЕще одно пляжное направление, вошедшее в последнее время в список летних, — Таиланд. Туроператоры предупреждают агентов и туристов о , которые вступают в силу с 1 мая. Становится обязательным заполнение специальной формы и получение электронной карты прибытия TDAC. Сайт, где это можно сделать, уже заработал в тестовом режиме.
Тестовая попытка журналиста Profi.Travel заполнить форму в целом удалась, затруднений ничего не вызвало. Заявителю нужно ввести все данные туриста и информацию по туру. Анкета, правда, довольно длинная, однако ничего сложного в ней нет. Во многих пунктах можно не вводить ответ вручную, а выбрать его из списка. Пример того, как писать адрес проживания в Таиланде, — указывается.
«Я посмотрела новые нормы и вижу, что если туристы ее не заполнили, то их могут на месте опросить в устной форме или попросить заполнить анкету. Но возможен и отказ во въезде, — подчеркнули в одной из туроператорских компаний. — Скорее всего, людям придется просто искать возможность эту форму заполнить, если они не сделали этого заранее. Например, пока они стоят в очереди. На мой взгляд, это просто лишняя трата времени, еще и письмо с подтверждением придется ловить».
Несут ли риски турфирмы, отправляя туристов в Анапу, где действует режим ЧСТуроператоры начали обсуждать с юристами правовые риски отправки туристов в Анапу, где действует режим ЧС. Турбизнес волнует, что будет, если турист увидит мазут на пляже и подаст в суд? Обязаны ли будут операторы возвращать деньги за поездку, если клиент начнет настаивать, что его не предупредили о возможных последствиях при продаже тура? И нужно ли получать подпись клиента, что он предупрежден о режиме ЧС в Анапе?
Как отметил вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, если турист в значительной степени не получит того, за что он заплатил, то есть непосредственно пляжного отдыха, судебные перспективы у иска есть. Например, клиент купил размещение в пляжном отеле, но пляж оказался закрыт или непригоден для использования или море — загрязнено.
Эксперт напомнил, что описание инфраструктуры отеля, включая бассейн, пляж, если они есть, в любом случае входит в обязанности продавца. «Можно предупредить о том, что возможность пользования пляжем определяется по решению регионального Роспотребнадзора, указав это в договоре, памятке или приложении», — добавил он.
Больше подробностей — в нашем материале.
Подборка важных новостей турбизнеса:
«Нынешний курс валют — это отклонение»: когда лучше бронировать туры Турфирме выставили штраф за переброни из-за технического сбоя В Дубае упал воздушный шар с российскими туристами Турбизнес и прокат авто теряют прибыль друг без друга Туристов не выпустили за границу из-за несуществующего долга Суд взыскал с туроператора в три раза больше стоимости несостоявшегося тураПредставители турбизнеса и автопрокатной отрасли теряют прибыль из-за недостаточного взаимодействия друг с другом. Туристические компании могли бы больше зарабатывать, предлагая аренду машин своим клиентам, а бизнес по прокату авто, соответственно, — получив приток заказов через туроператоров, турагентов и агрегаторов. К таким выводам пришли эксперты на туристической сессии форума «АвтоРент 2025», который состоялся в Москве на этой неделе.
Точки роста для турбизнеса и компаний автопрокатаОсновная проблема туриста, который отправляется сегодня в поездку по России и планирует арендовать себе авто, — в полном непонимании, где это делать, чтобы быть уверенным в качестве и сервиса, и самой машины. При этом на автомобилях на данный момент передвигаются порядка 30% туристов, это достаточно большая доля, и она продолжит расти, уверен генеральный директор компании Rexrent Евгений Мелехин.
«Собираясь в поездку по стране, турист обращается или к агрегатору, или в турфирму. Там он может забронировать все, что ему необходимо: авиа- или ж/д-билеты, номер в отеле, экскурсии и т.д. Но ни в экосистемах, ни у туроператоров/турагентов нет точки контакта с автопрокатом, они просто не предлагают такой услуги. В итоге турист идет в поисковик, где получает совершенно бессмысленный набор абсолютно разных сайтов. Там ему крайне сложно оценить разницу условий и сравнить сервисы, особенно в том регионе, где он еще не был», — пояснил модератор сессии, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин.
По его мнению, именно здесь — точка роста для автопрокатов и возможности дополнительного заработка для туркомпаний. Чтобы были понятны масштабы, эксперт поделился результатами опроса, проведенного среди аудитории портала. «Мы опросили 230 представителей турагентств из разных регионов России и выяснили, что 72% из них не работают с сегментом автопроката. А из туроператоров 53% ответили нам, что не предоставляют такие услуги своим клиентам. Причем 11% компаний, получая такой запрос, просто не знают, куда с ним обращаться, а еще 13% — не обращаются никуда, потому что считают, что автопрокат в России представлен очень плохо. Мне кажется, это отличная иллюстрация, которая показывает, в каком направлении можно двигаться. Потенциал роста продаж в этом сегменте достаточно высокий», — отметил эксперт.
Он добавил, что начать сотрудничество с туроператорами, турагентами и отелями на данный момент проще, чем с большими агрегаторами: это дешевле и процесс может быть более точечным.
Поскольку спонтанность — главный критерий таких самостоятельных поездок, доступ к автомобилю должен быть обеспечен в короткие сроки. «При этом зачастую, когда турист приезжает в другой регион, где хочет продолжить путешествие на машине, выясняется, что позаботиться об автомобиле ему нужно было намного заранее», — подтвердила наличие запроса коммерческий директор Smorodina.ru Татьяна Шикалова.
Рынку проката авто для туристов не хватает аналитикиЧтобы изменить эту ситуацию, необходимо разрабатывать совместные продукты с туроператорами, с гостиничными холдингами, считают эксперты.
«Мы, например, разработали пять маршрутов по Ленинградской области и один по Великому Новгороду для поездок на машинах каршеринга из Санкт-Петербурга. То есть можно доехать, посмотреть эти города и решить, что там делать. Думаю, что с коллегами мы ещё обсудим очень много коллабораций», — рассказал основатель стартапа «Сусанин» Сергей Спиренков.
«Я проехал всю Россию — от Владивостока до Калининграда — и максимум в 3% гостиниц увидел аренду машин. Глобального федерального игрока на этом рынке сегодня нет. Поэтому мы ходим по холдингам, гостиницам и объясняем, что аренда авто для отеля должна быть одной из его звёздочек, обязательным сервисом», — поделился Евгений Мелехин.
С тезисом о том, что на рынке автопроката в России не хватает большого игрока, согласен независимый travel-tech эксперт Вадим Мельников. «Понятное дело, что можно задуматься о том, чтобы построить такого агрегатора и, собственно говоря, аккумулировать у себя на площадке много разных партнёров. Но это совсем другой бизнес, а стоимость денег сейчас очень высокая. Инвесторам непросто решиться на такой шаг, потому что нормальной аналитики этого сегмента рынка нет — не до конца ясно, что конкретно нужно клиентам, будет ли спрос? Те цифры, которые есть сейчас, только рисуют портрет клиента автопроката. А вот какая будет итоговая маржинальность — пока не очевидно».
С его точки зрения, туризм и автопрокат сегодня разделены еще и потому, что таковы паттерны поведения самих туристов: чаще всего они в первую очередь решают вопросы с основными затратами — на билеты и отель, а уже потом, при необходимости и возможности, разбираются с арендой автомобиля. «Опять же, есть альтернатива — поезда, такси, каршеринг и т.д. Так что история пока что, действительно, не самая очевидная», — считает эксперт.
Тем более, что и в самих компаниях по прокату авто не всегда рады туристам. Так, на риски, связанные с таким типом аренды, обратил внимание основатель сервиса autobnb.ru Никита Ситников: «Турист приехал в регион, разбил тебе машину и улетел домой. Ну что, судиться с ним? Лететь по месту регистрации ответчика — куда-нибудь в Новосибирск? Если у меня там нет филиала, это значит, что надо нанимать юриста. И это очень долго, очень дорого и вообще без гарантированного эффекта. Поэтому я даже не всегда хочу давать таким клиентам в аренду редкие и дорогие машины. Собственно, я 100 раз подумаю, нужен ли мне такой турист. Глобально у нас туристы — это такая фрагментарная история, которую мы пока толком не знаем, как развить».
Рост турпотока из-за рубежа увеличивает спросПри этом эксперты поделились успешным опытом работы с иностранными туристами. И это — еще одна точка роста для автопрокатных компаний, учитывая, что въездной турпоток в нашу страну увеличивается.
«Мы наблюдаем заметный рост въездного туризма, ощущаем этот поток, особенно из Саудовской Аравии, — рассказал Евгений Мелехин. — Достаточно много таких клиентов берут у нас машины в аренду. Есть трудности в части оплаты иностранными картами, но проблему отчасти решают появляющиеся все в большем количестве аэропортов обменники».
В свою очередь, менеджер по работе с ключевыми клиентами Drive to Russia Павел Пичугин рассказал о разработке маршрутов для автопробегов по России: «У нас автомобили — это ключевая часть продукта. Туристы путешествуют за рулём самостоятельно, а по маршруту их ведёт опытная команда поддержки. За время автопробега протяжённостью где-то 1,5-2,5 тыс. км их ждут самые разнообразные приключения и активности, а также достопримечательности, в том числе осмотр древних памятников и монастырей».
Подводя итоги состоявшейся дискуссии, Алексей Венгин отметил, что процесс движения навстречу друг другу со стороны туркомпаний и фирм по аренде авто уже запущен. И в дальнейшем он будет только нарастать. «Самое важное, что две стороны этого вопроса — автопрокатчики и представители турбизнеса, туроператоров, агрегаторов — поняли, что они друг про друга мало что знают. Сегодня, мне кажется, произошел такой важный перелом, который должен позволить в дальнейшем этим обоим сегментам двигаться друг к другу», — заключил модератор сессии.
Ранее мы сообщали, что для развития автотуризма в России не хватает информации о маршрутах, кемпингов и туалетов.