Применять новые правила расчета выходного пособия до 1 сентября не рекомендуют
Вступающее в силу с 1 сентября постановление Правительства РФ от 24 апреля 2025 г. № 540 изменит порядок расчета выходного пособия (Ответ с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" (вопрос № 224995 от 1 июля 2025 г.)). Предусмотрено, что средний месячный заработок для этих целей будет определяться путем умножения среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней, приходящихся на один месяц в году, а для работников с суммированным учетом рабочего времени – путем умножения среднего часового заработка на среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году.
В Роструд поступил вопрос о том, можно ли уже сейчас начать применять этот порядок расчета выходного пособия. По мнению чиновников, такие действия работодателя правомерными не будут.
Отметим, что действующее в настоящий момент постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 никаких особенностей расчета выходных пособий не предусматривает. Они исчисляются по общим правилам: путем умножения среднего дневного заработка на количество дней в периоде, подлежащем оплате. А для работников с суммированным учетом рабочего времени – путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
Однако же в 2019 году Конституционный Суд РФ постановил, что упомянутая выше норма Постановления № 922 о порядке расчета среднего заработка для работников с классическим учетом рабочего времени не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению. При этом судьи раскритиковали такое толкование данной нормы, по которому размер выходного пособия определяется как средний месячный заработок, исчисленный с учетом количества лишь рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения. При таком подходе работники, подлежащие увольнению с выплатой выходного пособия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.
Как именно необходимо обеспечить равенство выходного пособия среднему месячному заработку, орган конституционного контроля не указал. Но большинство правоприменителей восприняли позицию КС РФ как предписание определять число дней, подлежащих оплате в периоде сохранения среднего заработка, путем суммирования количества рабочих дней по графику работника и нерабочих праздничных дней.
На наш же взгляд, такой подход не учитывает других тезисов, которые были сформулированы Конституционным Судом РФ в том же постановлении. Судьи в нем также указали на недопустимость определения размера выходного пособия на основе такого случайного фактора, как количество рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением. Всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная гарантия, предусмотренная статьей 178 ТК РФ (см. также письмо Минтруда России от 1 октября 2020 г. № 14-2/ООГ-15571). Но, если просто оплачивать работникам праздники, приходящиеся на период сохранения среднего заработка, неравенство в размере такого заработка в зависимости от даты увольнения между работниками сохранится, просто в более выгодном положении окажутся уже те работники, которые увольняются перед праздниками.
Выходит, что тот способ расчета выходных пособий, который в итоге был зафиксирован в Постановлении № 540, куда ближе к тому, о чем говорил КС РФ: он позволяет обеспечить отсутствие зависимости итогового результата от количества рабочих и праздничных дней в периоде, за который осуществляется выплата. В этом смысле применение такого порядка уже сейчас представляется справедливым и отвечающим логике постановления Конституционного Суда. Однако, как видно, Роструд все же считает переход на такой порядок расчета преждевременным.