Прокурор не смог заставить муниципалитет открыть общественную баню

Прокурор не смог заставить муниципалитет открыть общественную баню

Межрайонный прокурор, получивший жалобу местных жителей о том, что в районе нет ни одной общественной бани, решился на крайние меры (Кассационное определение СК по административным делам Восьмого КСОЮ от 20 августа 2025 г. по делу № 8а-13759/2025), (Кассационное определение СК по административным делам Шестого КСОЮ от 13 августа 2025 г. по делу № 8а-13443/2025):

вынес местной администрации представление об устранении нарушений путем создания условий для обеспечения жителей услугами бань, предъявил администрации в интересах неопределенного круга лиц иск о признании незаконным ее бездействия по непринятию мер по организации предоставления населению бытовых услуг в виде бань, и о возложении таковой обязанности на ответчика.

Однако суды трех инстанций требования прокурора не поддержали:

по мнению административного истца, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для бытового обслуживания населения; при этом социально незащищенные категории местного населения не имеют денег на посещение коммерческих саун, а с другой стороны, центральное водоснабжение практически напрочь отсутствует в частном жилом фонде и в ряде многоквартирных домов. Таким образом, ответчику следует более активно заниматься деятельностью "на данном направлении"; между тем, по данным административного ответчика, более половины жилых площадей города подключены к централизованному горячему водоснабжению, отоплению и канализации, общая численность населения города не достигает и 30 000 человек. И опыт функционирования муниципальной бани показывает, что ее услуги мало востребованы – в 2019-2021 годы она обслуживала всего 10-15 человек в смену, а в 2022 году ее закрыли в связи с низкой посещаемостью; помещение муниципальной бани предложено к приватизации, но желающих забрать ее в собственность или хотя бы аренду почему-то не находится; кроме того, на территории города есть несколько коммерческих бань, и в рамках муниципального-частного партнерства для лиц людей преклонного возраста, малообеспеченных ветеранов и пенсионеров проводились акции – скидки на банные услуги в размере 50%, однако воспользовались скидками: 2017 году 97 человек, в 2018 году – 101 человек, в 2019 году – 0 человек, в 2020 году – 0 человек, в 2023 году – 15 человек, в 2024 году – 4 человека; по вопросу работы общественной бани в 2024 году поступило всего 1 обращение; при указанных обстоятельствах не имеется доказательств, что сложившийся в городе "банный" порядок влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности; в соответствии с ГОСТ 32670-2014 услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам. Согласно пункту 4.4 ГОСТ 32670-2014 по характеру объединения потребителей услуги бань и душевых подразделяют для: общего пользования; индивидуального пользования; группового пользования (потребитель определяет круг лиц, группу потребителей, желающих воспользоваться услугами банного отделения банно-оздоровительного комплекса или номеров бани в течение заказанного им времени); оказание же услуг бань общего пользования к числу полномочий органов местного самоуправления городского округа законом не отнесено; не может свидетельствовать о наличии оспариваемого бездействия ссылка истца на "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, поскольку в силу пункта 1.1 данный свод правил распространяется на проектирование новых и развитие существующих городских и сельских населенных пунктов и иных территорий муниципальных образований на территории РФ и содержит основные требования к их планировке и застройке. Однако каких либо решений, предусматривающих организацию на территории города бани общего пользования, принятых уполномоченными на территориальное планирование органами, и не реализованных административным ответчиком, не имеется.

Такое же решение вынес суд и в другом, аналогичном, деле, только административными истцами там выступали непосредственно жители поселка, требующие обеспечить условия для бытового обслуживания сельчан необходимым количеством банных мест и непосредственно обеспечить их таковыми:

численность населения поселка – менее 4 тыс человек, на территории преобладает частный сектор, большинство населения после проведения газа в поселок подвели в дома воду, канализацию, установили душевые кабины, электроводонагреватели, у большинства имеются свои бани. Ближайшие общественные бани находятся в соседнем городе на расстоянии 15 км от поселка, а доехать туда можно на муниципальных автобусах, которые хотят ежедневно каждые полчаса; таким образом, доказательства потребности населения поселка в организации общественной бани нет, а уж тем более нет доказательств неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, влекущей необходимость предоставления услуг общественной бани, а также того, что отсутствие бани нарушает права административных истцов на санитарно-эпидемиологическое благополучие, благоприятные и безопасные условия проживания. Препятствия для получения услуг общественной бани в соседнем городе у административных истцов отсутствуют, при том, что истцы не лишены права обращения у ответчику для организации доставки в указанный город для посещения бани.  

ГАРАНТ.РУ ГАРАНТ.РУ

20:06
41
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025