Промышленники Пензы поделились опытом подготовки специалистов станкостроения в Москве
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная роли научных школ в подготовке кадров для современного станкостроения, стартовала в МГТУ «СТАНКИН».
18 ноября представители ключевого резидента первого в России станкостроительного кластера, а также Пензенского государственного университета (ПГУ) приняли участие в дискуссии о значении научных школ для создания и развития кадрового потенциала станкостроительной индустрии, их вкладе в укрепление инженерных традиций и взращивание нового поколения ученых и специалистов.
По словам доктора технических наук, профессора и заведующего кафедрой «Технологии и оборудование машиностроения» ПГУ Александра Зверовщикова, без подготовки квалифицированных технических специалистов невозможно добиться технологических прорывов и поддержать текущий уровень производства в машиностроительной сфере. Такие мероприятия позволяют участникам обменяться мнениями, поделиться опытом и принять обоснованные решения для достижения поставленных целей.
Открытие конференции состоялось в рамках пленарного заседания, на котором присутствовали представители федеральных органов власти, научных школ, преподаватели, молодые ученые, аспиранты и эксперты из промышленного сектора экономики.
«Без научных школ, подготовки кадров, преемственности, без трансляции знаний готовить хороших специалистов нельзя. И 95 лет назад вопрос стоял, наверное, даже острее, чем сегодня. Кадров для станкостроения в стране не готовилось в принципе: не было отрасли, которая производила станки, не было и подготовки соответствующих специалистов», – сказал исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» Борис Падалкин.
Он добавил, что за последние 10 лет в стране появилась эта отрасль, сложились образовательные программы. В первые десятилетия существования «СТАНКИНа» были заложены основы советского станкостроения.
Можно выделить пять научных школ, успешно функционирующих и сегодня. В первую очередь, это школа в области конструирования металлорежущих станков, затем - школа в области технологии машиностроения, школа инструментального производства и обработки давлением. Научная школа приборов точной механики появилась чуть позже, когда классическое машиностроение стало активно развиваться и дифференцироваться по отраслям, появились специфические технологии и производственные потребности.
Заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Юрий Кузнецов отметил, что в настоящее время первостепенной задачей является обеспечение стабильной работы вуза и его взаимодействие с промышленностью, предприятиями реального сектора, как станкостроительными, так и потребителями станков.
Перед дискуссией была представлена отреставрированная модель универсального токарно-винторезного станка 1943 года выпуска как символ мощи отечественной промышленности. Эта популярная в прошлом веке машина напоминает нынешним студентам о том, что в годы Великой Отечественной войны в стране открывались новые производственные линии, и люди осваивали рабочие профессии прямо на рабочем месте.
Работа конференции продолжилась в рамках четырех секций, где участники обменялись опытом в области инженерной школы и промышленной практики, определили исследовательские приоритеты станкостроения и направления инженерной науки. Особое внимание было уделено сохранению и развитию инженерных традиций, их трансформации в инновационные проекты и технологии, а также разработке образовательной траектории: школа – университет – профессиональная карьера.
Конференция организована в рамках программы «Приоритет-2030» и проекта «Научные школы МГТУ “СТАНКИН” как основа формирования приоритетных направлений подготовки инженерных кадров для российского станкостроительного комплекса».
