Раневская – Фельдман, Утесов – Вайсбейн. Какие кумиры прошлого являются не теми, кем мы их считаем?

Раневская – Фельдман, Утесов – Вайсбейн. Какие кумиры прошлого являются не теми, кем мы их считаем?
«Как красиво они улетают»…

Нет, наверное, в нашей стране человека, который не знал бы, кто такая Фаина Раневская. До сих пор ходят легенды об острословии, которым эта легендарная актриса обладала. Многие высказывания, приписываемые ей, давно стали «крылатыми». Раневская прославилась еще в 30-40-е годы прошлого века. Причем удалось ей это сделать, не сыграв в кино ни единой главной роли!

Однако кто не помнит ее Мачеху в «Золушке», Лялю в «Подкидыше», которая постоянно повторяла фразу: «Муля, не нервируй меня!», Елену Тимофеевну в «Осторожно, бабушка!», Зою Павловну в «Девушке с гитарой». Театралы Москвы обожали спектакли с участием Раневской, а детвора любила ее немного жесткую, но весьма очаровательную фрекен Бок из любимого мультика про Карлсона.

При этом Раневской она стала не сразу, а когда ей уже было далеко за 30. При рождении ее вообще звали Фанни Фельдман, родом она была из богатой еврейской семьи, проживавшей в Таганроге. Ее отец, Гирш Хаимович, был купцом 1-й гильдии, владельцем фабрики сухих красок, мельницы, магазинов и даже парохода.

Легендарная «Муля, не нервируй меня!»

 

Во время революции почти вся ее семья скрылась за границей, а Фанни осталась в Советской России, где начала покорять театральные подмостки. Однако с такой фамилией она вряд ли достигла бы тех высот, которые удалось покорить Фаине Раневской. «Но почему именно этот псевдоним?» – быть может, спросит кто-нибудь из читателей. Вот как это объясняла сама Фаина Георгиевна:

«Я получила денежный перевод от мамы. Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры – всю сумму. Я остановилась и, следя, за улетающими банкнотами, сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» «Да ведь вы – Раневская! - воскликнул мой спутник. – Только она могла так сказать!» Когда мне пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини».

Насколько эта история правдива, судить, конечно, сложно, учитывая то, какой выдумщицей слыла эта потрясающая актриса. Но если вдуматься, между ними много схожего. Как и настоящая Раневская, Фаина Георгиевна была беззащитна перед бытом и, как сама признавалась, у нее «всегда все из рук валилось».

Раневская блистала на сцене до глубокой старости

 

Светить везде и всюду!

Еще один потрясающий советский актер Михаил Светин вряд ли прославился бы, оставь он родительскую фамилию. Вы бы пошли смотреть фильм или спектакль с участием Михаила Соломоновича Гольцмана? Навряд ли. Вот и сам актер много лет был невостребован в профессии, как он считал, из-за своей фамилии и еврейского происхождения.

Но как только он стал Светиным (в честь дочери Светланы), роли сами начали буквально бежать за ним по следам. Все началось с «гайдаевской» комедии «Не может быть!», где актер, которому уже было 45 лет, исполнил главную роль – соседа Горбушкиных, скупашего после внезапного ареста главы семьи их имущество, а потом и вовсе решившего жениться на «вдове».

Светин снялся в таких картинах как «Чародеи», «Шутки в сторону», «Дон Сезар де Базан», «Частный детектив, или операция «Кооперация» - всего более 130 ролей в кино. Но было бы ли все это – роли, поклонники, награды (ордена Почета и «За заслуги перед Отечеством») - останься он Мишей Гольцманом? О фамилии, давшей ему путь в большую жизнь, актер говорил так: «Стараюсь светить везде, где только можно».

Михаил Светин (справа) проснулся знаменитым после «гайдаевской» комедии 

 

«К полумерам не привык!»

Кто из нас с вами не видел фильм-сказку «Морозко», которую еще в начале 60-х годов прошлого века снял знаменитый режиссер Александр Роу. Кажется, сколько бы раз не пересматривал – хочется вновь и вновь следить за потрясающей игрой актерского ансамбля, который удалось тогда собрать на съемочной площадке талантливому киносказочнику.

Чего только стоит колоритный Морозко в исполнении Александра Хвыли, народного артиста РСФСР, кавалера орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Правда же, яркая, запоминающаяся фамилия? Хотя в сегодняшних реалиях, быть может, она и не нашла бы особого отзыва в сердцах российского зрителя, учитывая ее явный украинский уклон.

На самом деле настоящая фамилия Хвыли – Брессем. Вопреки расхожему мнению, актер не был чистым украинцем или евреем, а имел шведские корни. Кстати, помимо Морозко актер запомнился яркими образами в других картинах Александра Роу – «Марья-искусница» (Мудрец-молчальник), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (пан Чуб), «Королевство кривых зеркал» (обер-повар).

Незабываемый Хвыля - Морозко

 

А кто не помнит его колоритного священника из комедии «Королева бензоколонки» с давно ставшей «крылатой» фразой: «Мне два по сто и в одну посудину… к полумерам не привык!», или Дениса Степановича из «Кубанских казаков». Добился бы зрительского признания Александр Брессем – неизвестно… Кстати, фамилию Хвыля, что означает «волна», будущий знаменитый актер получил во время украинизации бывшей западной части Российской империи.

Перипетии судьбы

Кстати, еще один актер из «Морозко» родился под другой фамилией. Это Георгий Милляр, исполнивший роль Бабы-яги. На самом деле его звали Георгий де Мильё, он был сыном французского инженера-мостостроителя Франца де Мильё и дочери богатого золотопромышленника Елизаветы Журавлевой.

Гоша с рождения купался в роскоши, изучал иностранные языки, его воспитанием занимались зарубежные гувернеры. Сытую жизнь перечеркнула революция.  Семья лишилась своих богатств, да и фамилию пришлось сменить.

Так появился Георгий Милляр, которому было суждено войти в историю советского кино в качестве «главной нечисти». На его счету десятки ролей, преимущественно, сказочных персонажей в картинах Александра Роу. Образы Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Чудо-Юдо, Чёрта и других, воплощенные им на экране, до сих пор считаются одними из лучших в кинематографе.

Бесподобный Милляр - Чёрт

 

Действительно, что ни говори, а фамилия для человека, особенно, для публичной личности значит очень многое. Возможно, поэтому Иннокентий Смоктунович стал Смоктуновским, Семен Фердман – Фарадой, Александр Гузев – Панкратовым-Чёрным, Залман Храпинович – Зиновием Гердтом, Лазарь Вайсбейн – Леонидом Утесовым, Менахем-Ман Нейман – Марком Бернесом, Татьяна Ицыкович – Васильевой, а Вера Быкова – Алентовой. Помните, как в известном мультике про капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете – так она и поплывет!»

Так что же, уважаемые читатели, изменится теперь ваше отношение к кумирам, по сути, много лет выдававшим себя за других людей? Или фамилии здесь совершенно ни причем? А может и нет никаких кумиров вовсе, а есть просто талантливые актеры, годами дарившие нам надежду, веру и любовь…

Автор: Артем Воеводин

 

RuNews24 RuNews24

07:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025