Расползается по швам: конструкции Старого моста Астрахани сбойнули 4 раз за 2 года
Внезапное закрытие Старого моста через Волгу в Астрахани, произошедшее 11 ноября 2025 года, привело к транспортному коллапсу. Astrakhanpost.ru подсчитал, что за последние два года это уже четвертый раз, когда деформационные швы сооружения не выдержали. Но сейчас ситуация гораздо серьезнее. Расскажем, что происходило с автомобильно-железнодорожной переправой ранее и к чему стоит готовиться автомобилистам и пешеходам.
Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост, называемый астраханцами Старым, закрывается на ремонт деформационных швов чуть ли не каждое полугодие. И это — не считая пауз в движении автотранспорта, связанных с ямочным ремонтом проезжей части, ведь выбоины и трещины в асфальте появляются здесь регулярно. Противостояние дорожников и ям идет не в пользу первых. Astrakhanpost.ru решил вспомнить, как конструкции сооружения побывали в ласковых руках ремонтников, и какие развлечения порой выпадали на их долю во время ремонта. Поехали.
Швы «расшалились»
В начале ноября 2024 года на Старом мосту стартовал ямочный ремонт дороги. Одновременно администрация города совместно с ОАО «РЖД» проводила и ремонт деформационных швов. Речь шла о металлических элементах, расположенных в труднодоступных местах и предполагающих обязательные сварочные работы.
Работы шли по полосам. Сначала – со стороны Трусовского района в левобережье. Через неделю – по соседней. Для автомобилей было организовано реверсивное движение.
Менее месяца понадобилось деформационным швам, чтобы вновь «расшалиться». 14 декабря 2024 года на мосту вновь проводился ремонт этих конструкций. Сооружение было полностью закрыто.
«Сюрприз» под асфальтом
В первых числах августа 2025 года администрация города совместно с ОАО «РЖД» решила обновить на мосту дорожное покрытие. Предполагалось, работы уложатся в пятидневку. Но у конструкций, видимо, были свои планы.
Дело в том, что после вскрытия асфальтового покрытия на автомобильной части переправы были обнаружены скрытые дефекты металлических конструкций на обоих полосах. Это потребовало проведения дополнительных работ. Ограничение движения для транспорта продлили еще на два дня.
Стриптиз для работяг
Ремонтникам приходится трудиться при любых погодных условиях. Но и им порой является фея. Правда, это был, скажем так, разовый бонус.
22 марта 2025 года сооружение, соединяющее два берега Волги, было закрыто на очередной ремонт. Дорожники обновляли проезжую часть. И тут их работа встала на паузу, поскольку девушка, неожиданно появившаяся, устроила довольно откровенные танцы. В качестве реквизита она использовала отбойник, лопату и тачку.
Инцидент стал резонансным. Видео танцевальных па завирусилось в соцсетях. На него и обратили внимание полицейские во время интернет-мониторинга. Первым «досталось на орехи» одному из дорожников. Тому самому, чей отбойник так вольно использовала танцовщица. Мужчина показательно извинился перед астраханцами на камеру. Для 27-летней феи из Астрахани это закончилось штрафом в размере двух тысяч рублей.
10 лет от идеи до воплощения
Мало кто помнит, что изначально этот мост назывался Волжским. Потом стал Трусовским. Ну а после возведения Нового моста в 1989 году трансформировался в Старый.
Решение построить железнодорожный мост было принято 20 декабря 1942 года постановлением ГКО СССР, в разгар Великой Отечественной войны. Речь тогда шла о деревянном сооружении через Волгу, важном элементе железнодорожной линии Астрахань – Кизляр.
Непосредственно к возведению девятипролетного металлического сооружения на смену «временщику» приступили в 1946 году. Работы вел мостоотряд №3. И на все про все ему понадобилась шестилетка. 8 апреля 1952 года мост был сдан во временную эксплуатацию. А 30 июля того же года принят в постоянную.
Общая длина конструкции составляет 940 метров, а основного пролета – 161 метр. Ширина – 16 метров. Пятый пролет длиной 230 метров, возле левого берега Волги, — вертикально-подъемный для пропуска судов.
Кстати, Старый мост обладает уникальными особенностями. Все его соединения держатся на клепках. Почему-то в момент строительства мостовики решили обойтись без сварки, хотя ее изобрели в начале 20-го века.
Мифы и реальность
Говорят, что Старый мост через Волгу является трофеем из Германии. Его чуть ли не с Одера сняли и доставили в Астрахань после войны по частям. А устанавливали конструкции пленные немцы.
Но это миф. Проект моста был разработан в СССР. Металлоконструкции поставил Воронежский завод. Но часть пролетных блоков действительно изготовили в ГДР — на заводе «Абус Тюрингер Штальбаум». Видимо, это и породило городскую легенду.
И пленных немецких солдат среди рабочих не было. Все, как говорится, своими силами. Впрочем, возвращаемся в настоящее.
«Развод» швов на 16 сантиметров
11 ноября 2025 года автомобильное движение по Старому мосту вдруг было закрыто. Сначала – по одной полосе, а около 16:00 и по второй. Без всякого предупреждения. Причиной позже назвали смещение двух деформационных швов. Сдвиг одного, на минуточку, составил 16 сантиметров. Повреждение, по совам председателя регионального правительства Дениса Афанасьева, произошло из-за динамической нагрузки.
Основной транспортный удар тем вечером принял на себя Новый мост. Мишины устремились на него. И это понятно, ведь другого варианта перебраться с берега на берег Волги в наших пенатах у автомобилистов не имеется.
Заторы в часы пик получились нешуточными. Толпы на остановках, улицы перед мостом, заполненные автомобилями и автобусами. Многие астраханцы отправились через переправу пешком. И эта колона была весьма внушительной.
Забытые обещания
Утро 12 ноября также началось с пробок на Новом мосту. Хорошо хоть сотрудники ГИБДД сопровождали общественный транспорт по разделительной полосе, помогая автобусам преодолевать сооружение побыстрее. Пассажиры «синеньких» это оценили.
К вечеру Старый мост все-же стал доступным для легкового транспорта. Точнее, одна из его полос, на которой ввели реверсивное движение. С 4 утра до 16:00 – со стороны Трусова, остальное время – в обратном направлении. Но для пешеходов его закрыли.
Это, конечно, немного разгрузило Новый мост. Но общая ситуация была напряженная. Астраханцы в соцсетях не жалели красок, чтобы высказать свое возмущение. А также вспоминали о давних обещаниях местных властей, которые так и не воплотились в реальность. К примеру, построить третий мост через Волгу и запустить канатную дорогу от Центральной набережной на Трусовскую сторону. Некоторые сетовали, что не стали владельцами лодок или катеров.
Запас прочности заканчивается
Последний раз Старый мост столкнулся с капитальным ремонтом в 2007-2009 годах, когда строительная компания «Мост» усилила подводные конструкции и установила кабельный мостик вертикально-подъемного пролета.
Впереди – ремонтные работы. Насколько они окажутся долговечными? Конструкции возрастом более 70-лет нуждаются в капиталке. На это, понятно, потребуются колоссальные средства. Но по иному не получится, ведь запас прочности сооружения, соединяющего правобережье с левобережьем Астрахани, похоже, заканчивается.
Автор: Ирина Чернухина
