Речные круизы поможет спасти кешбэк
В России 23 апреля стартовала речная навигация. В 2025 году теплоходы совершат семь тысяч круизов из 40 городов страны. Стоимость одного круизного дня обойдется россиянам в среднем в 8 тысяч рублей, ну а максимальная цена может доходить до десятков тысяч рублей. Новые суда строить дорого, старые эксплуатируют с издержками, а концепция «все включено» требует расходов, объяснили дороговизну эксперты. Депутаты считают, что российскому речному флоту нужно обновление, а внутренним водным путям — модернизация. Как сэкономить на речных круизах и какие маршруты ждут туристов, выяснила «Парламентская газета».
Пересечь полярный кругОколо 2—3 процентов россиян пользуются экскурсионно-прогулочными речными маршрутами. Бронирование речных круизов в 2025 году уже на 15—20 процентов выше, чем в прошлом, сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. Типичные пассажиры круиза — семьи с детьми и старшее поколение с внуками, молодые люди, путешествующие компаниями. Наибольшей популярностью пользуются туры выходного дня и продолжительностью до недели. Стоимость одного круизного дня стартует от 6,5—7 тысячи рублей.
«Наша страна обладает самыми благоприятными условиями для развития речного туризма. У нас второе место в мире по протяженности внутренних водных путей. При этом большая часть населения проживает вдоль рек. И речной туризм особенно важен и нужен малым городам», — подчеркнул депутат.
Для любителей круизов достаточно предложений, вот только цены не всегда радуют путешественников. Так, круиз на 14 ночей из Москвы с заходом в Санкт-Петербург и Кижи обойдется от 95 тысяч рублей на человека. Тур из Санкт-Петербурга на 12 дней с заходом на Соловецкие острова — от 265 тысяч рублей. Круиз из Красноярска по Енисею будет стоить от 120 тысяч. Путешествие по маршруту Якутск — Тикси — Якутск стоит от 210 тысяч рублей за 14 дней. Туристы посетят национальный парк «Ленские столбы», познакомятся с культурой коренных народов севера Якутии и получат сертификат о пересечении Полярного круга.
В России открылся сезон речной навигации
Есть и более доступные предложения, например, маршрут Москва — Углич — Москва на три ночи обойдется в 18 тысяч рублей на человека. В Кострому и Ярославль из столицы можно попасть за 30 тысяч рублей.
Теплоходный «все включено»Формат круиза предполагает концепцию «все включено», объяснил стоимость туров вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. Туристы получают проживание, трехразовое питание и экскурсионную программу, иногда очень сложную и дорогостоящую. Средняя цена круизного дня примерно 8 тысяч рублей, из которых 4 тысячи приходятся на проживание, 2 — на питание, еще 2 — на экскурсии. И даже тогда круиз с посещением нескольких городов в круизе может обойтись дешевле, чем тот же маршрут, организованный самолетом, поездом или даже на личном авто.
© Тимур Ханов/ПГ
Директор компании «Мосфлот» Дмитрий Фролов отметил, что на цену влияет высокая стоимость строительства новых теплоходов. А эксплуатация старого флота связана с издержками. Например, дорожает топливо, растут расходы на зарплаты персонала.
«Цены растут пропорционально инфляции и издержкам, которые несет судоходная компания», — сказал Фролов.
Популярность речных круизов растет на 5—10 процентов ежегодно, отметил Ромашкин. При этом количество круизных судов ограничено, сейчас их всего около 105. За последние пять лет в строю появился лишь один новый теплоход, а нужно строить десять судов ежегодно.
«Все корабли, на которых мы ходим, преимущественно европейского производства, они уже послужили на наших морях. Отечественных — меньшинство», — сказал эксперт.
Турэксперт рассказал о росте интереса к экотуризму в России Инвестиции и новые суда
Туроператоры считают ключевым препятствием для масштабного развития речного туризма только природные условия. У компаний, которые занимаются речными перевозками, широкий перечень вопросов, в том числе потребность в существенном обновлении флота и закупке дополнительных судов с учетом растущего спроса, отметил Тарбаев. Все сводится к необходимости существенных инвестиций в новый речной флот.
«Задача и пути ее решения известны: российскому речному флоту требуется обновление, а внутренним водным путям — комплексная работа по их модернизации», — сказал депутат.
По его словам, сейчас идет активная работа в этом направлении, в том числе межведомственная, чтобы привлечь инвесторов в этот сектор туристической экономики. Инструменты могут быть самые разные: от льготного кредитования судостроителей до кешбэка на речные круизы, чтобы ускорить возврат инвестиций.
Развитие речного судоходства обсуждают и на региональных уровнях, рассказал Тарбаев. «Варианты поддержки речного туризма будут проработаны. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов правило любого рынка: спрос всегда закрывается предложением. А наша задача — поддержать в данном случае бизнес и инвесторов», — заключил парламентарий.
Не забыть про акцииПока туристам, чтобы сэкономить на речных турах, остается следить за скидками. Круизные компании часто дают их для пенсионеров, детей, ветеранов труда и так далее.
Кроме того, можно сэкономить на акциях раннего бронирования. Они у круизных компаний начинаются раньше, месяцев за восемь до начала навигации. Например, круизы на май 2025 года продавали уже в сентябре прошлого. Чем раньше выкуплен тур, тем дешевле он обойдется.
Кто получит прибавку к пенсии в мае