Рейсы на юге России переносят между аэропортами, а в Турции назвали ошибки с ценами

Рейсы на юге России переносят между аэропортами, а в Турции назвали ошибки с ценами

На этой неделе мы следили за главными новостями турецкой выставки, которая состоялась в Стамбуле, а также за тем, как авиакомпании меняют свои программы за рубеж из Сочи и Краснодара. Выясняли причины еще одного банкротства крупного агентства, произошедшего в последнее время. Разбирали вместе с юристами границы ответственности турагента, если клиента не выпускают за рубеж из-за очевидной ошибки в загранпаспорте. А еще нашли для вас позитивную новость: похоже, что вымогателям больше не удастся отсуживать у турфирм сотни тысяч рублей за фото. Об этом и многом другом — в нашем пятничном дайджесте.

Эксперт: ситуация с рейсами на юге России резко поменяется

Самый большой интерес читателей на этой неделе вызвала наша новость о том, что авиакомпании планирует серьезно расширить маршрутную сеть полетов за рубеж из Краснодара. Более того — в недавно открывшийся после перерыва хаб переносят рейсы из Сочи. На юге ждут, что уже в этом году заработает и аэропорт Ростова-на-Дону, — тогда ситуация с вылетами за границу кардинально изменится.

«Сочи для рейсов за рубеж — это колосс на глиняных ногах. На рейсах в тот же Таиланд или в Египет меньше 10% сочинцев, 90% — это жители Краснодара, Ростова-на-Дону, Донецка, Луганска, Крыма. Из Краснодара полетит и Новороссийск, и Анапа, а в первую очередь — жители всей двухмиллионный ростовской агломерации. Поэтому, естественно, многие авиакомпании сейчас будут закрывать маршруты из Сочи и переносить их в Краснодар, — подчеркнул вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств», гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. — Авиакомпания Air Arabia, вероятно, придет в Краснодар, Flydubai планирует, рейсы могут перенести и Red Wings, и Azur Air, и «Азимут», и другие авиакомпании». Air Arabia, в частности, уже отменила зимнюю полетную программу в Шарджу из Сочи.

Кроме того, по словам эксперта, как только откроется аэропорт Ростова-на-Дону, а это может произойти уже в текущем году, уверен Алексан Мкртчян, то часть рейсов перекинут и в Платов. «В первую очередь, это рейсы в ОАЭ, в Египет. Возможно, не останется ни одного рейса из Сочи в Египет. Дальнемагистральные — на Пхукет (Таиланд), в Нячанг (Вьетнам) также будут летать из Краснодара, как только он заработает в полную силу, или из Ростова», — отметил он.

Туроператор: туристы не приняли повышения цен в Турции

На втором месте по просмотрам на этой неделе — новость со стамбульской туристической выставки, где председатель правления туроператора Bentour Reisen Кадир Угур заявил, что европейские туристы не приняли повышения цен в Турции. По его словам, сначала раннее бронирование шло хорошо, но потом клиенты турфирм вновь начали ждать горящих туров и делать покупку в последний момент.

Из-за повышения цен для европейского рынка компания завершает год с потерями в 30%, поделился цифрами Кадир Угур. «Не могу сказать, что 2025 год был удачным. Туристы не приняли повышение цен. Они сказали, что не будут останавливаться в отеле за 1500 евро, в котором они в прошлом году отдыхали за 1000 евро», — пояснил он. «В сезон некоторые отельеры опустили стоимость ниже, той, что была при раннем бронировании. Это плохо повлияло на клиентов», — добавил эксперт.

Турции необходимо избавиться от стереотипа страны, которая принимает бронирования только в последнюю минуту, подтвердил генеральный менеджер офиса туроператора Fun&Sun в Турции Огуз Эргюль в рамках той же выставки. Впрочем, российские туроператоры не считают сезон-2025 неудачным по Турции. И тем более не думают, что следующий может оказаться хуже — по их данным, турецкие отельеры подняли цены меньше, чем год назад.

«Контрактинг с турецкими отелями идет полным ходом — сейчас в нашей системе бронирования отражено только 40% от всего планируемого объема. Тем не менее, уже сегодня можно сказать, что повышение цен на следующий сезон вернулось к норме — оно составляет в среднем 10–15%. Тогда как в прошлом году подорожание доходило до 25%», — подчеркнула Яна Муромова.

Ребенка не выпустили за границу из-за ошибки в загранпаспорте: кто виноват?

Наши читатели сочли крайне полезным материал, в котором юрист подробно разобрала вопрос, несет ли турагент ответственность в том случае, если одного из членов семьи, которой был продан тур, не пропустили в аэропорту из-за опечатки в документах.

История такова: семья с двумя детьми забронировали у турагента тур за рубеж. Все шло хорошо до момента вылета: при прохождении паспортного контроля в аэропорту выяснилось, что в загранпаспорте одного ребенка ошибка: неверно указан пол. Туристы немедленно связались со своим турагентом и заявили, что это — его вина. А также пообещали жаловаться на невнимательного специалиста агентства везде, где только можно.

Туристы не воспользовались советом агента обратиться в МВД за срочной переделкой паспорта и купить новые билеты. Они улетели на отдых втроем и планируют судиться с турагентом, чтобы вернуть деньги за неиспользованные билеты и проживание. Кто здесь прав и с кого туристы смогут взыскать убытки, разъяснила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.

Крупное турагентство просит признать его банкротом

Между тем, не у всех агентов дела идут гладко, а судебные иски не грозят выплатами компенсаций. После публикации новости о краснодарском ОТА, сотни клиентов которого могут остаться без оплаченного отдыха, с Profi.Travel связались участники отрасли, чтобы сообщить: это уже не первый случай приостановки деятельности крупного агентства на юге России за последние месяцы. Так, ООО «Служба бронирования» в Ростовской области (г. Новочеркасск) тоже заявило о невозможности исполнения обязательств перед туристами. Компания подала заявление о банкротстве, но не смогла уплатить госпошлину в 100 тыс. рублей, и дело осталось без движения. Сейчас туристы не знают, как вернуть деньги за несостоявшийся отдых.

Судя по документам, предоставленным ООО «Служба бронирования» в подтверждение своего банкротства, ее совокупная кредиторская задолженность, просроченная свыше трех месяцев, составляет 41,8 млн рублей. Это — долги перед банками. Этими средствами, как предполагают в отрасли, компания пыталась закрыть кассовый разрыв. Между тем, ее задолженность перед туроператорами, отелями и санаториями, по словам экспертов, как минимум вдвое больше — около 80–90 млн рублей.

«Это крупное турагентство, которое специализировалось на отдыхе внутри России, а также Абхазии и Беларуси — рассказал директор по продажам «Росюгкурорт» Дмитрий Пан. — В отличие от краснодарского «Центра онлайн бронирования» компания не вела субагентской деятельности, так что агентов ситуация не коснулась — возможно, поэтому она не получила такой широкой огласки. Однако их объемы продаж, я думаю, сопоставимы — 500 млн — 1 млрд рублей в год. А это значит, что пострадавших от остановки деятельности могут быть сотни. Они пишут негативные отзывы в интернете, а на самом деле им нужно идти и писать заявления в полицию».

Вымогателям прикроют возможность отсуживать у турфирм сотни тысяч за фото?

Но есть и хорошие новости для представителей турбизнеса. Новый федеральный закон, который вступит в силу с 4 января 2026 года, существенно изменит порядок взыскания компенсаций за нарушение интеллектуальных прав. В том числе коснется это и споров относительно фотографий, которые турагенты и туроператоры скачали на бесплатных ресурсах для иллюстраций своих материалов и постов, а теперь выплачивают сотни тысяч рублей компаниям, специализирующимся на «сборе денег» за использование авторских фото. Последние могут даже вовсе потерять интерес к вопросу, если суммы взысканий кратно уменьшатся.

Как пояснил вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, согласно новой норме, если под фото есть ссылка на его источник, но не указано имя автора, то спор может быть переквалифицирован из нарушения исключительного права в нарушение права авторства. В этом случае ответственность нарушителя определяется пунктом 1 статьи 1251 ГК РФ: достаточно будет указать под фото имя автора и компенсировать ему моральный вред. Компенсации же морального вреда, как правило, ограничиваются небольшими суммами.

Кроме того, закон допускает снижение предусмотренного размера компенсации за нарушение исключительного права. Больше подробностей можно узнать из нашего материала.

Подборка ключевых новостей туризма:

Не хватило лежаков на пляже: виноват ли туроператор? Туристы стали жертвами мошенницы, согласившись на покупку тура без договора Могут ли ребенка не выпустить за границу из-за долгов родителей? Российские туристы смогут поехать без визы еще в четыре африканские страны Туроператоры теряют парк автобусов, а их туры будут только дорожать Отельеры Малайзии зафиксировали рост спроса со стороны России до 30%

Туроператоров с собственным парком туристических автобусов становится все меньше, а автобусные туры дорожают — и их цена будет подниматься все выше. Такая ситуация в отрасли сложилась из-за отсутствия возможности льготной закупки таких машин иностранного производства и дороговизны российских аналогов. Об этом рассказали представители турбизнеса на заседании Российского союза туриндустрии по автобусным перевозкам, которое состоялось 2 октября.

Предложения обеспечить российским туроператорам льготную закупку автобусов иностранного производства звучат в отрасли не первый год. Однако пока решения так и нет. Есть предложение развивать отечественное производство, однако и с этим вопросом все не так просто.

«В течение этого года и комиссия РСТ, и сами участники туристического рынка активно искали туристические автобусы, которые производятся в России: в теории они вроде бы есть, но по факту — практически не выпускаются. Вот, например, некоторая статистика: Sollers произвели 80 автобусов SA9, но реальных продаж было всего три. Это очень мало, учитывая потребность рынка — около 1500 автобусов. С ЛиАЗ «Круиз» ситуация вроде бы лучше: произведено 100 автобусов, но все они достались не туристическому бизнесу — машины закупила Московская область. К тому же обе модели турбизнес не устраивают с точки зрения цены: 17–17,5 млн рублей. Китайские машины, например, Yutong — стоят на несколько миллионов дешевле», — рассказал начальник юридического отдела РСТ Николай Литаренко.

По словам самих туроператоров, парк туристических автобусов стремительно стареет, а обновлять его возможности нет. Можно заказывать машины под перевозку у логистических компаний, но у них — тоже дефицит, и они постоянно поднимают цены на свои услуги. Эта ситуация может привести отрасль в тупик: часть компаний уйдет с рынка, а у оставшихся цены на туры окажутся неподъемными для большинства туристов, которые сегодня готовы тратиться на такие поездки по стране. Причем в регионах эта проблема стоит гораздо острее, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

«В Ростовской области складывается критическая ситуация с туристическими автобусами — их просто не хватает. Туроператоры стали чаще и больше ремонтировать свой автобусный парк, чтобы хоть как-то его сохранить. Но это невозможно делать бесконечно, средний возраст машины — уже 15 лет и более, причем это если рассматривать все, включая малые и средние, — рассказал Александр Судаков, генеральный директор компании «Судаков Тревел» (г. Таганрог). — Да, российское производство как бы есть. Но цена — 17 млн рублей. И в наличии этих автобусов нет. То есть производитель говорит: «Мы соберем автобус, через полгода его вам поставим, только вы заплатите аванс». А что это значит? Мы должны оплатить внушительную сумму денег и потом еще полгода ждать результата? И ведь один автобус — это несерьезно. Что делать с единственной машиной, если она сломается? Реальный бизнес начинается с пяти единиц. Поэтому туроператоров, которые владеют собственным парком автобусов, становится все меньше».

Он отметил, что в регионе существует фактически единственный перевозчик, в чьем парке есть новые автобусы иностранного производства, которые подходят для туристических групп. Однако, по словам Александра Судакова, приобретались они в первую очередь для того, чтобы закрыть потребность в высокорентабельных перевозках Ростов-на-Дону — Москва. Туроператорам логистическая компания выставляет максимальную цену. А это, в свою очередь, ломает рентабельность туристического бизнеса. Стоимость туров тоже не может расти бесконечно.

Как добавила основатель туроператора «Бон тур» Лариса Холмова, ситуация с автобусами в Москве и Санкт-Петербурге — лучше, чем в регионах, такого острого дефицита нет. Но есть другие проблемы, которые негативно влияют на бизнес. «Перевозчики просто отказываются выезжать за пределы столичных областей. Почему? Потому что они знают: если с автобусом что-то случится в дороге, отремонтировать его будет негде. Запчастей не достать. И нам, чтобы отправить туристическую группу из Петербурга в Мурманск, приходится искать какие-то обходные пути, выкручиваться», — рассказала она.

«Вся ситуация в целом приведет к тому, что туроператоры будут все больше уходить в так называемую серую зону, чтобы хоть как-то зарабатывать на своих программах. Но это — огромные риски для туристов. И имиджевые потери для отрасли. Если оператор смог позволить себе всего один автобус, и тот сломался на маршруте, его клиенты в следующий раз просто не захотят отправляться в такие поездки», — прокомментировал Александр Судаков.

Как сообщил Николай Литаренко, РСТ продолжит работу по решению этой проблемы с профильными ведомствами. В частности, организация предложит проработать вопрос производства отечественных туристических автобусов по цене, которая соответствовала бы запросу рынка. Это возможно в случае адекватной локализации производств и ухода от экспериментальной мелкосерийной сборки. Кроме того, по мнению экспертов РСТ, необходимо в краткосрочной перспективе обеспечить закупку иностранной техники в дружественных странах по льготным тарифам.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

20:06
42
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025