Рисование — это терапия: как чистый лист и карандаш помогают бороться со стрессом

Рисование — это терапия: как чистый лист и карандаш помогают бороться со стрессом

8 декабря во всем мире отмечают День художника. Дано ли каждому стать да Винчи или Ван Гогом? Как разглядеть в детских набросках настоящий талант и где найти вдохновение? Об этом сегодня поговорим с художником и руководителем студии рисования Майей Полунеевой.

Во-первых, позвольте вас поздравить с профессиональным праздником и всех причастных. Ну и давайте непосредственно к искусству. Как же разглядеть талант?

На самом деле, тут важно не разглядеть, а важно его не упустить. Потому что талант может быть, его нужно развивать. А может, у ребёнка нет явного таланта. Но если вы начнёте его развивать, давать возможность, не ограничивать в его порывах рисовать где угодно и как угодно, то этот талант может сам появиться.

А вот, к примеру, все дети любят и умеют рисовать. Но как понять, что именно вот эти наброски на обоях — это будущие произведения искусства?

Честно скажу, нужно просто эти наброски пытаться делать ещё и ещё раз. И с каждым разом уже будет понятно, есть ли у ребёнка прогресс. Но в любом случае, даже если это первоначальные попытки рисования, которые в будущем не перерастут во что-то профессиональное, ему это очень сильно поможет в развитии — причём в любом профессиональном развитии. Потому что творческий потенциал будет работать уже в любой сфере. Поэтому рисование, даже если оно в будущем никогда не пригодится вашему ребёнку как профессия, в детстве очень сильно поможет ему в становлении личности. Творчество немного по-другому заставляет работать даже наш мозг.

А с какого возраста вы берётесь за художников? Стоит ли пытаться вложить в руку карандаш или кисть в 2, в 3 года?

На самом деле, когда рука уже начинает рисовать уверенно — этого достаточно. Вы сами это увидите, я думаю. Тогда можно пытаться учить более профессионально или делать на этом акцент. Потому что каких-то строгих возрастных рамок, как низких, так и высоких, в рисовании и творчестве нет. Некоторые становятся гениями и начинают творить уже в 2-3 года, некоторые начинают развиваться чуть позже, в 5-6 лет. У каждого свой уровень, это очень индивидуально.

Вот, кстати, научиться рисовать в 30, 40, 50… К вам приходят с таким запросом?

Да, приходят. Причём самое интересное, что это помимо учёбы работает ещё и как своего рода релакс и арт-терапия. Вот у меня, например, есть ученица, которая впервые пришла ко мне со своим маленьким сыном в 2017 году. Представляете, прошло много лет, я какое-то время не работала по специальности, и она сейчас снова ко мне вернулась. И она рисует, могу сказать, практически как профессиональный художник. То есть за это время она рисовала дома, естественно, плюс мы с ней сейчас продолжили практику. Она очень крутых высот достигла. И она не пятнадцатилетняя девочка, не студент, не маленький ученик — она взрослая состоявшаяся женщина. И она в таком возрасте не побоялась прийти и очень круто делает какие-то свои вещи.

А если рассматривать рисование, как вы сказали, как арт-терапию, то с какими недугами помогает справиться чистый лист бумаги и карандаш?

Самый основной недуг, с которым он может справиться, — это стресс. Потому что когда мы рисуем, мы вырабатываем определённую дозу дофамина — и в процессе, потому что рисование такая расслабляющая, медитативная практика, — и в результате, когда у вас получается какой-то результат, который вам нравится, и вы от этого ещё получаете удовольствие. То есть это такой двойной бонус: процесс и результат.

О материалах, кстати, я видела, что речь идёт не только о чистом листе бумаги или холсте. Я знаю, что вы рисуете с детишками даже на камнях.

Да, на самом деле это самое интересное. Потому что иногда дети не хотят рисовать, когда их пытаются учить стандартными методами: «солнце жёлтое, трава зелёная». А если не ограничивать их в этом, не давать определённые рамки, не ставить в них, не клишировать, скажем так, а давать возможность рисовать на чём-то… Ну, опять-таки, на обоях, если вам их не жалко, или на камнях — это очень круто. Это, во-первых, развивает тактильность. Во-вторых, визуально очень интересно, потому что камень серый, а не белая стандартная бумага. И да, чем больше вариантов вы даёте ребёнку для самовыражения… Вот он хочет нарисовать, допустим, не жёлтое, а синее солнце — пожалуйста. Он вырастет и будет знать, что солнце жёлтое, но на данном этапе для него оно синее, и это круто. В будущем, ещё раз говорю, это вам сыграет только в плюс, потому что он будет мыслить немного по-другому, не как другие взрослые.

Давайте поговорим о вдохновении. Стоит ли его вообще ждать? Или результат зависит, как в спорте, от количества тренировок?

Тут на самом деле и так, и так. Вдохновение никуда не девается. Без него, конечно, немного тяжеловато. Но если вы уже профессиональный художник и работаете, скажем так, с клиентами, то вдохновение иногда играет второстепенную роль. Потому что работа никуда не девается, а художник — такая же работа и профессия, как и все остальные. Поэтому если вы учитесь и вам рисование в удовольствие, то да, вдохновение играет немаловажную роль. Если вы уже профессионально работаете, то вдохновение — ваш помощник в профессионализме. В целом, вдохновение нужно не только художникам, а практически всем, в том числе чтобы с утра вставать на работу, идти улыбаться и начинать этот новый день.

Поделитесь секретами, где вы его ищете?

Однозначно я его ищу в своих близких, в семье. В преддверии Нового года — ёлка у нас какая прекрасная в этом году!

Да, спасибо вам большое за это интересное интервью, за то, что вы воспитываете наших юных художников. И с праздником!

 

Вести Тула Вести Тула

02:06
29
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025