Рязанский художественный музей откроет тайны реставрации
В течение своей долгой жизни, порой длящейся не одно столетие, музейные экспонаты требуют постоянной заботы хранителя и реставратора. Работая в тесном контакте, эти люди продлевают срок существования уникальных предметов, а иногда буквально возвращают их к жизни. Реставрация в музее основывается, прежде всего, на уважении к подлиннику. Сохранение оригинала, минимальное вмешательство в авторский замысел – главный принцип работы музейного реставратора.
За последнее десятилетие в Рязанском художественном музее в руках реставраторов побывало более двухсот экспонатов. В большинстве своём это живописные произведения, прошедшие через музейную реставрационную мастерскую. Среди них уникальные образцы западноевропейского искусства, в том числе картины П. Морельсе "Венера с голубями" и Л. Бакхейзена "Буря на море". В процессе подготовки к различным выставкам специалистом музея Е. В. Росиной были отреставрированы работы В. А. Голике, Н. К. Бодаревского, Д. Д. Бурлюка, Н. П. Крымова, С. Ю. Жуковского, С. В. Герасимова и многих других.
Потребность в реставрации не закрывается усилиями только музейной мастерской. С музеем работают и сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря. Ими были возвращены зрителю несколько культовых деревянных скульптур: "Ангелы", "Богоматерь из композиции "Распятие с предстоящими" и образцы декоративно-прикладного искусства. Много лет с музеем сотрудничает реставратор масляной живописи А. О. Гаврилин. В последнее время он работал над восстановлением произведений неизвестных художников "Иуда и Фамарь" и "Мужской портрет". Ещё одним направлением реставрационной работы музея стало взаимодействие с учебными заведениями по проведению практики. В уходящем году под руководством преподавателя А. В. Березина студенты Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова полностью или частично отреставрировали 12 живописных полотен.
Реставрация и атрибуция в музее неразрывно связаны. Так произошло, например, с работой С. Г. Никифорова "В цветущем саду": в процессе расчистки оборота холста был открыт женский портрет и сделаны предположения относительно личности модели. Также стоит упомянуть не вошедшие в состав выставки, но неоднократно экспонировавшиеся три десюдепорта с мифологическими сценами и "Натюрморт с птицами" неизвестных художников, дающие широкое поле для исследований.

