РОСИЗО провел восьмую стратегическую сессию «Единая модель продвижения музеев»

РОСИЗО провел восьмую стратегическую сессию «Единая модель продвижения музеев»

9–10 октября в подмосковной Истре прошла восьмая стратегическая сессия «Единая модель продвижения музеев», организованная Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Мероприятие объединило почти 200 экспертов из разных регионов России, а также из Республики Беларусь.

В течение двух дней представители Минкультуры России, руководители и сотрудники музеев, медиаменеджеры и другие эксперты обсуждали актуальные для музейной отрасли темы, обменивались опытом и практическими кейсами, что позволит в дальнейшем внедрить позитивные изменения и новые форматы в музеях по всей стране. В первый день модератором выступила директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Галактионова.

О главных для страны темах и работе с молодежью рассказал заместитель Министра культуры Российской Федерации Сергей Першин:

«Мы хорошо понимаем тот контекст, в котором сегодня живет и развивается наша страна. В начале года мы обратились к регионам и федеральным ведомствам с вопросом, какие темы важно осмыслить в искусстве. Обобщили все ответы, так появился каталог “Главные темы России – 2025”, который показывает масштаб и многогранность страны — от памятных дат до историй людей. Работая над ним, мы убедились, насколько важно вовлекать молодежь в этот процесс. В этом году мы обновили Молодежный совет при Министерстве и создали сообщество “Молодежь в культуре”, которое уже объединяет более 4000 молодых лидеров по всей стране».

Как сделать музей в театре современным и интересным, рассказал директор Музея МХАТ Павел Ващилин, подчеркнув, что для развития творческой жизни музея важно привлекать молодое поколение. По его словам, Музей МХАТ сотрудничает со многими московскими театральными учреждениями, благодаря чему студенты получают возможность прикоснуться к истории театрального музея, проводить на его площадке читки, концерты и выставки.

Заместитель генерального директора Третьяковской галереи Татьяна Юденкова представила коллегам самые крупные выставочные проекты музея, в том числе масштабную выставку «Передвижники», которая стала знаковой для галереи – это была первая выставка в новом здании на Кадашевской набережной, открывшемся в прошлом году. Юденкова отметила, что главной задачей проекта было познакомить широкий круг лиц с творчеством передвижников, гениальных художников, равновеликих Толстому, Достоевскому и Чехову, и дать этой части русской культуры новое осмысление.

В мероприятии также принял участие заместитель генерального директора ВГТРК, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей Рифат Сабитов. В своем выступлении он обозначил ключевые принципы построения эффективной коммуникации между региональными музеями и телеканалами. Рифат Сабитов также поблагодарил музейное сообщество за вклад в сохранение культурного наследия для будущих поколений и приобщение молодежи к ценностям и традициям страны. Для нас это очень важно, поэтому ВГТРК всегда готово к сотрудничеству с региональными культурными учреждениями, заключил он.

О том, как гастрономия становится культурным проектом, участники сессии узнали от директора по маркетингу ресторанного дома Maison Dellos Марии Шумаковой. О важности работы с сувенирами в музее говорила куратор сообщества музейных сотрудников, организатор конференции «Музейный сувенир» Мариам Андреасян.

В завершение первого дня сессии, директор ГМИИ им. Пушкина Ольга Галактионова также объявила о старте приема заявок на участие в отраслевой премии «ФОРМА-АРТ» в области развития, курирования, продвижения, а также архитектуры музейно-выставочных проектов. Церемония пройдет 16 апреля 2026 года.

Второй день был посвящен международному сотрудничеству. Дискуссию модерировал генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин.

Опытом создания международных выставок поделилась генеральный директор музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. Она рассказала, как региональному музею найти темы для международного сотрудничества, в том числе на примере выставки «Свет между мирами», открытой в музее совместно с Государственным музеем искусств Республики Каракалпакстан им. Савицкого в Узбекистане. Посещение этого проекта также вошло в экскурсионную программу сессии.

Кроме того, участники «Единой модели продвижения музеев» узнали об особенностях оцифровки музейных экспонатов и работы с «Пушкинской картой», реставрации библиотечных и музейных фондов, проектировании музейных пространств. Завершило сессию выступление начальника отдела выставочных проектов парка «Зарядье» Дмитрия Шишкина, который рассказал о сотрудничестве с художественными ВУЗами и о том, как сделать сотрудничество взаимовыгодным.

За годы работы стратегическая сессия «Единая модель продвижения музеев» стала неотъемлемой частью музейной жизни. Зарекомендовав себя как важная и эффективная площадка для профессионального общения, она подтвердила свою востребованность и особую ценность для музейного сообщества. «Единая модель» дает возможность специалистам обмениваться опытом, вырабатывать новые подходы и решать актуальные задачи музейной сферы. Музейщики знакомятся с последними тенденциями музейно-выставочного дела, новыми технологиями, свежими идеями и современными разработками. В ходе профессиональных дискуссий они могут сформулировать важные вопросы, обсудить насущные проблемы, договориться о сотрудничестве в рамках междисциплинарного и межмузейного взаимодействия.

Планируется, что девятая стратегическая сессия «Единая модель продвижения музеев» традиционно пройдет в Истре 2–3 апреля 2026 года.

 

Министерство культуры РФ Министерство культуры РФ

14:05
60
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025