Российские туристы меняют отели на апартаменты
Спрос на туры, включающие размещение не в классических гостиницах, а в частном секторе и апарт-отелях, в 2025 году вырос в 1,5 раза по сравнению с прошлогодним. Об этом сообщает 5 декабря сервис бронирования Level.Travel. Данные компании подтверждаются и наблюдениями других экспертов.
По словам специалистов Level.Travel, тренд заметен как на российском рынке, так и за рубежом.
Внутри страны наибольший рост спроса на апартаменты отмечается в Калининградской области: её доля в общем объеме продаж таких туров увеличилась почти на 10% — до 34%. Причём значительная часть бронирований пришлась на март и апрель, что позволило региону обойти прошлогоднего лидера — Сочи, где апартаменты чаще выбирают летом, с июня по сентябрь. Похожая динамика наблюдается в Санкт-Петербурге: туристы предпочитают размещение в квартире в период белых ночей.
Главным мотивом выбора апартаментов российские туристы называют удобство, подчеркивают в компании. Этот формат подходит семьям с детьми — не требуется согласовывать дополнительные места. Владельцы жилья также чаще допускают размещение с питомцами. Дополнительный плюс — возможность готовить самостоятельно, что важно для тех, кто придерживается специальных диет.
По данным Level.Travel, цена туров с проживанием в апартаментах во многих случаях сопоставима со стоимостью размещения в отелях. Например, средний чек поездки в Калининградскую область составляет 49 тыс. рублей при проживании в апартаментах и 45 тыс. рублей — в отеле. В Санкт-Петербурге разница также минимальна — 49 тыс. рублей и 51 тыс. рублей соответственно. В Сочи ситуация иная: апартаменты на побережье обходятся в среднем дороже — 143 тыс. рублей против 56 тыс. рублей за тур с отелем.
Однако не все эксперты согласны с такими выводами. По их словам, сравнивать средний чек в этом случае некорректно. Мотив семей, выбирающих размещение в частном секторе, зачастую — именно экономия бюджета. Там где семья с двумя маленькими детьми готова согласовывать с отелем дополнительную кровать и не переплатить, семье с двумя подростками может потребоваться другая категория номера, которая обойдется заметно дороже. Именно поэтому такие семьи часто выбирают альтернативное размещение. Не говоря уже о тех туристах, которые путешествуют с большим количеством детей, а также со старшим поколением.
На состоявшейся на этой неделе конференции «ТревелХаб» подчеркивали, что рост отельного рынка в денежном выражении сильно замедлился и в этом году составит всего 4,2%. Тогда как сегмент посуточной аренды прибавит в несколько раз больше — 22%. Об этом сообщил управляющий директор «Авито Путешествий» Артем Кромочкин. При этом средний чек за ночь здесь вырос на 12%, тогда как на рынке отелей компания «Островок» зафиксировала его увеличение только на 7%. И даже при этом на рынке посуточной аренды он остается заметно ниже: 4 395 руб. против 12 550 руб. в отелях.
Что касается зарубежных направлений, то в Level.Travel отмечают: лидирует Дубай, где средний чек тура с апартаментами достигает 160 тыс. рублей. Туристы предпочитают просторные варианты с развитой инфраструктурой в комплексе. Самым популярным апарт-отелем в городе (и вторым в ОАЭ) стал Millennium Place Barsha Heights Hotel & Apartments, расположенный рядом с пляжами, торговыми центрами и ресторанами.
В Турции апартаменты востребованы как на морских курортах Анталийского побережья — в Алании (123 тыс. рублей), Каше (165 тыс. рублей), Анталии (129 тыс. рублей), — так и в стамбульском районе Бейоглу. Аналитики Level.Travel отмечают, что формат апартаментов и вилл расширяет выбор направлений, позволяя путешествовать в регионы, не полностью охваченные крупными туроператорами.
Рост интереса к апартаментам фиксируется и во Вьетнаме: в Нячанге средний чек составляет 193 тыс. рублей, что ниже стоимости отдыха в отеле категории 4 звезды. В Таиланде аналогичный формат особенно популярен на Пхукете — средний чек 162 тыс. рублей.
Также начинают расти продажи туров с апартаментами в странах СНГ. Средний чек составляет: в Беларуси — 50 тыс. рублей, в Армении — 80 тыс. рублей, в Азербайджане — 194 тыс. рублей, в Казахстане — 73 тыс. рублей.
В следующем году пассажирам станет проще вернуть деньги за авиабилеты, если они не смогли отправиться в полет из-за болезни. С 1 марта вступает в силу приказ Минтранса, которые вносит поправки в Федеральные авиационные правила. Как рассказали 3 декабря Profi.Travel юристы, документ конкретизирует многие процедуры, что сделает их удобнее для пассажиров
Когда проболел свой рейсОдна из важных поправок касается вынужденного отказа от перелета в случае болезни. «В первоначальной редакции указано, что требования к медицинским документам «определяются правилами перевозчика». В новой редакции эта фраза исключена. Говорится лишь, что пассажир должен предоставить медицинские документы, подтверждающих болезнь на дату отправления рейса», — отметил юрист компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Юрий Щербинин.
Сейчас, когда перевозчики сами определяют требования, они могут отказывать в возврате, несмотря документальное подтверждение болезни. Например, весной этого года пассажирке не удалось вернуть деньги за авиабилет «Победы». Накануне вылета туристка заболела. По рекомендации врача отказалась от полета и запросила у перевозчика возврат, предъявив справку об амбулаторном лечении. Однако «Победа» отказала из-за отсутствия больничного листа. В правилах перевозчика прописано: подтвердить болезнь можно только листом нетрудоспособности, оформленным в электронном виде (ЭЛН) (исключение — студенты, пенсионеры, военнослужащие).
Нюанс в том, что больничный лист в принципе не оформляется тому, кто официально не трудоустроен или не стоит на учете в службе занятости. Кроме того, пассажир может иметь противопоказания к полету из-за болезни, но не быть при этом признан временно нетрудоспособным. Однако Конституционный суд отказался рассматривать жалобу пассажирки, мотивируя это именно тем, что перевозчик вправе сам устанавливать требования в этом случае.
По мнению юриста, формально ситуаций, когда авиакомпания детально регламентирует вид медицинских документов, например, требует справку определенной формы, станет меньше. При этом у перевозчика сохраняется право оценивать их достоверность, соответствие правилам (болезнь на дату вылета).
«Конкретный перечень документов в новых правилах не установлен, что, по нашему мнению, может привести к неоднозначности на практике», — отметил Юрий Щербинин.
Сейчас «Аэрофлот», S7, «Уральские Авиалинии» и многие другие принимают не только ЭЛН, но и различные справки из медицинских учреждений. Например, у «Аэрофлота» и S7 в перечне документов, которые служат подтверждением болезни, есть выписка из амбулаторной/стационарной карты; выписной эпикриз; заключение врачебной комиссии; выписка из журнала обращений в лечебное учреждение.
Вероятно, примерно такой же перечень или более расширенный перевозчики будут принимать после вступления поправок в силу.
Отказаться от задержанного рейса без штрафаВ других аспектах поправки конкретизируют ФАП. Например, если сейчас длительность задержки рейса для вынужденного отказа от перевозки с возвратом средств за авиабилет не уточняется, то в новой редакции — это более 30 минут от указанного в билете времени отправления рейса.
Кстати, конкретизирован и сам момент «отправления рейса». Это, обращает внимание Юрий Щербинин, время начала буксировки воздушного судна или его движения с места стоянки на тяге собственных двигателей.
Уточняется в приказе и то, как пассажир с билетом туда-обратно или со стыковками может сохранить право воспользоваться остальными сегментами перелета при опоздании на один из рейсов.
«Новый п. 27 правил устанавливает, что пассажир должен уведомить перевозчика о намерении лететь дальше до окончания регистрации на пропущенный рейс. Если уведомил — последующие участки маршрута не аннулируются», — пояснил Юрий Щербинин.
Если пассажир опоздал в аэропорту на регистрацию или посадку, он может сохранить следующие участки маршрута, если:
Уведомит перевозчика не позднее чем через 2 часа после вылета пропущенного рейса и до окончания регистрации на следующий рейс. Время между вылетом пропущенного рейса и вылетом следующего составляет не менее 24 часов. Условия перевозки на следующих участках не изменяются.В документе также детально описана процедура посадки семей с детьми до 12 лет: даётся определение соседних мест (рядом в одном ряду, либо через проход, либо на соседних рядах).
Если с ребенком летит несколько взрослых, они могут выбрать, кому достанется соседнее место с ребенком.
День-ночь и ручная кладьЕсть в документе и другие уточнения и изменения. Например, как отметил Юрий Щербинин, прописано, как должны обслуживаться пассажиры при задержках рейсов.
Например, напитки необходимо предоставить не позднее, чем в течение одного часа по истечении двух часов ожидания начала посадки. Питание — в течение двух часов после четырех часов ожидания. Если туристы ждут вылета 8 часов днем и 6 часов ночью, то после этого в течение двух часов их должны разместить в гостинице. Дневное время — с 6 часов 1 минуты до 22 часов, ночное — с 22 часов до 6 часов.
Кроме того, в документе уточняется, что пассажир может взять в салон в качестве ручной клади сверх нормы, установленной авиакомпанией, а также правила оплаты за перевозку негабаритного багажа служебных собак, комнатных животных и птиц. Указан порядок возврата средств при отказе от перевозки.
Есть поправки, касающиеся оформления и выдачи посадочных талонов.
«Можно сделать вывод, что новые правила однозначно стали более детализированными и справедливыми для пассажиров», — подчеркнул Юрий Щербинин.

