Российским дальнобойщикам облегчат поездки в Китай
Только в первом полугодии 2024 года отечественные грузоперевозчики выполнили более 60 тысяч рейсов между Россией и Китаем, что почти в 1,5 раза больше в сравнении с соответствующим периодом 2023 года. Но это точно не предел. Минтранс предложил ввести упрощенный визовый режим для перевозчиков не только из приграничных с КНР регионов. Соответствующий законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» изучила документ и выяснила, почему новация в хорошем смысле отразится на кошельках россиян.
Автофуры лучшеОколо 70 процентов грузоперевозок в России приходится на автомобильный транспорт. Использовать автофуры в товарообороте конкретно с Китаем — оптимальный выбор в сравнении с железнодорожным транспортом из-за дефицита свободных контейнеров в Китае, поясняет ресурс для грузоперевозчиков Cargo.Journal. К тому же автоперевозки удобнее: они быстрее, а передача товара с места отгрузки к месту потребления «происходит практически бесшовно».
Однако себестоимость таких перевозок часто выше, чем у смешанных, отмечают эксперты, что, конечно, не может не сказываться на ценах ввозимых фурами товаров.
На себестоимость логистики влияют не только объективные расходы в виде топлива или проезда по платным дорогам, но и в том числе простои грузовиков в очереди на границе, в которых можно потерять до недели, и периодически возникающие сложности с получением разрешительных документов на пересечение границы с Китаем, которые эти очереди и порождают. При этом есть коммерческие организации, которые предоставляют нашим дальнобойщикам услугу организации заезда на территорию Китая. Разумеется, за деньги. В итоге бюрократические заморочки при получении документов на въезд обходятся очень недешево.
«При подобной схеме заезд одной фуры может обойтись в сумму до 100 тысяч рублей. А любые накладные расходы увеличивают цену конечного товара», — сказал «Парламентской газете» Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс».
Мультивиза для дальнобойщикаРоссия, которая в условиях западных санкций наращивает торговлю с Китаем, прямо заинтересована в том, чтобы проблем у наших перевозчиков было меньше. Поэтому Минтранс 30 октября внес на обсуждение законопроект о ратификации подписанного в августе этого года Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительствами РФ и КНР об облегчении поездок граждан, распространяющий упрощенный визовый режим не только на водителей, экспедиторов и перевозчиков приграничных регионов, но и на перевозчиков из других субъектов.
Как отметили авторы в пояснительной записке к законопроекту, в развитии работы на китайском направлении заинтересованы компании практически всех субъектов, особенно из центральных и уральских регионов. Однако наращивать объемы активнее им мешает в том числе невозможность оформления многократных китайских виз категории «С», по которым разрешено беспрепятственно год ездить в Китай туда/обратно сколько угодно раз, но не более чем на 10 дней при каждом заезде. Такой порядок пока предусмотрен только для водителей, обслуживающих приграничную торговлю РФ и КНР. Но ратификация протокола эту ситуацию исправит, расширив возможности получения мультивиз для дальнобойщиков из других регионов.
В Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта изменения поддерживают.
«Любое решение, которое что-то упрощает, всегда хорошо для бизнеса. Такие новации позволят убрать коррупционные составляющие и возможности заработка на перевозчиках для левых приграничных сервисов», — сказал Владимир Матягин.