Россия и Таджикистан планируют развивать взаимные турпотоки

Россия и Таджикистан планируют развивать взаимные турпотоки

На прошлой неделе в Душанбе и Худжанде состоялись два круглых стола, посвящённых развитию сотрудничества между туркомпаниями России и Таджикистана. Мероприятия прошли в рамках международного форума Россотрудничества «Время добрых дел» и собрали ведущих экспертов туристической отрасли двух стран.

Рост интереса и турпотока

По словам Торгового представителя РФ в Таджикистане Александра Рыбаса, туристическая отрасль страны демонстрирует уверенный рост. Он рассказал, что в 2024 году страну посетило 1,4 млн туристов — на 12% больше, чем в 2023-м. А в этом году только за первые девять месяцев туристический поток вырос на 24%.

Из России только за первый квартал 2025 года в Таджикистан прибыло более 87 тысяч человек. Однако торговый представитель подчеркнул: значительная часть этого потока связана с визитами на родину обладателей двойного гражданства. И сейчас задача в том, чтобы трансформировать часть этих поездок в классический туризм, сделать Таджикистан привлекательным направлением для отдыха и знакомства с уникальной природой и культурой страны.

По оценкам представителя Комитета по развитию туризма Таджикистана, директора альпинистско-туристической базы «Артуч» Эраджа Мухаммаджонзода, в этом году россияне заняли 2 место среди туристов, посетивших страну.

Он отметил, что к 2030 году турпоток в страну планируется довести до 2,1 млн — ежегодный прирост составит 6-8%..

Россияне чувствуют себя в Таджикистане первооткрывателями

Соруководитель комитета по въездному туризму РСТ, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин, принимавший участие в обоих круглых столах, поделился впечатлениями от поездки: «Таджикистан для российского туриста пока terra incognita — примерно как Узбекистан лет десять назад. Сейчас прямые рейсы в Душанбе и Худжанд есть из 12 городов России. Летают „Уральские авиалинии“, Somon Air, Utair, Nordwind Airlines, S7 Airlines, однако авиабилеты недешевые. Да и логистика внутри страны непростая, качественных гостиниц мало. Но попадая в Таджикистан, турист чувствует себя первооткрывателем: здесь не встретить туристические группы на каждом углу, а всё гостеприимство страны адресовано тебе. При этом ни визовых, ни языковых барьеров нет».

В своем телеграм-канале он отметил, что Таджикистан можно условно разделить на три части — север с купеческим Худжандом, где находится один из самых больших базаров Центральной Азии, юг с современным Душанбе с его сетевыми гостиницами, ресторанами и хорошими кофейнями и Памир, который сам по себе «почти отдельный мир». Главная ценность страны, по его словам — природа, горы и маленькие сёла, а Памирское шоссе вдоль реки Пяндж — одно из самых живописных в мире.

Эксперт подчеркнул, что направление имеет потенциал при условии активного продвижения: «Сейчас маркетинговой активности почти нет, блогеры сюда почти не ездят, страна редко представлена на выставках. Но местные туроператоры уже активно ищут партнёров из России — а развитие рынка начинается именно с выстраивания B2B-связей».

Мнение туроператоров: потенциал есть, но имидж мешает

Заместитель директора по коммерческим вопросам компании «Европорт» Антон Потапов подтверждает: спрос на туры в Таджикистан остаётся стабильным, хотя пока без значительного роста.

«Динамика спроса примерно равна прошлогодней. Интерес есть со стороны тех, кто любит горы и ищет новые впечатления. Но продажи не выросли — у нас это примерно сто человек в год».

Он считает, что ключевая проблема — даже не в цене перелета, а в отсутствии позитивного имиджа страны среди массового российского туриста. Так, по его словам, стоимость авиабилетов в Душанбе и Худжанд сопоставима с ценой перелета в Ереван, но объём туристов — несравнимо меньше.

«Из проблем, с которыми лично я столкнулся в Таджикистане — это гастрономия на маршрутах. В городах кормят вкусно и разнообразно, но в горной местности еда — для непритязательных туристов. Все свежее, натуральное, но блюда рассчитаны на нетребовательных горцев. И тем не менее, Таджикистан никого не оставляет равнодушным, даже несмотря на небольшие минусы. А в основном в эту страну едут искушённые путешественники, которые повидали многое», — рассказал он.

Однако эксперт уверен, что при правильном продвижении Таджикистан пройдёт путь Узбекистана быстрее: «Технологии, отработанные Узбекистаном, легко применимы на Таджикистан. А по трудолюбию таджики дадут фору кому угодно. Думаю, через 5–7 лет поток туристов сюда будет на уровне нынешнего в Узбекистан».

Новые возможности для взаимного туризма

По словам Алексея Венгина, коллеги из Таджикистана проявляют всё больший интерес к развитию туризма в Россию — в первую очередь в регионы, где развита санаторно-курортная инфраструктура и соблюдаются традиции, важные для мусульманских туристов (халяльное питание, молельные комнаты и т.д.).

На круглых столах были представлены возможности Башкирии и Татарстана как направлений, ориентированных на приём туристов из Таджикистана.

«У туристов из Таджикистана есть интерес к Москве и Санкт-Петербургу, но остальные регионы России они пока знают мало. На круглом столе российские компании представили туристический потенциал не только столиц, но Мурманска, Казани, Байкала — программы вызвали большой интерес у профессионалов из Таджикистана. Потенциал развития здесь очевиден», — отметил он.

Главные барьеры, по его словам, — высокая стоимость перелётов (около 50 тысяч рублей за билеты round trip) и взаимная неосведомлённость стран о туристических возможностях друг друга.

«На мероприятиях Россотрудничества я увидел большой взаимный интерес туристических компаний из России и Таджикистана. Они, очевидно, видят большой потенциал для развития в этих направлениях. И сейчас у них есть все шансы для того, чтобы этот потенциал реализовать», — заключил Алексей Венгин.

«Мы установили деловые связи, обменялись контактами, проговорили возможности сотрудничества и даже наметили некие контуры тех туристических продуктов, которые можно будет создавать для развития взаимных потоков России и Таджикистана», — подтвердил заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям Fun&Sun Александр Сирченко.

Паром из Трабзона в Сочи так и не смог пришвартоваться в российском порту, разрешения не дали. Пассажиры более трех суток провели в море, а теперь их везут обратно в Турцию.

«Паром Seabridge, который должен был выполнить первый за 14 лет рейс, не получил разрешения на заход в порт Сочи, простояв на рейде более двух суток, и возвращается в Трабзон», — сообщил РИА «Новости» генеральный директор ООО «СВС Шиппинг», директор по развитию морской инфраструктуры Черноморского союза промышленников и предпринимателей Сергей Туркменян.

Ранее, 7 ноября, он сообщал, что разрешение получено, судно идет на досмотр.

Эта ситуация, вероятно, может поставить точку в планах вернуть морское сообщение между Трабзоном и Сочи. Даже если разрешения будут даны, не факт, что найдутся новые пассажиры, готовые рискнуть.

После новости о запуске парома, редакция Profi.Travel поговорила с путешественниками, которые планировали его использовать для поездок на личном транспорте. Маршрут интересный: Владикавказ — Тбилиси — Турция — Трабзон — Сочи — Краснодар. Однако после того, как судно, на котором в основном были российские путешественники, не пустили в Сочи, вряд ли кто-то отважится рассматривать эту линию. Необходимо, чтобы было совершено минимум пара рейсов в обе стороны.

Напомним, последний паром по этой линии ходил в 2011 году. Последние годы в СМИ регулярно появлялась информация о новой дате запуска парома, но старт все время откладывался. Предполагалось, что это случится 29 октября, но тогда возобновлению сообщения помешал шторм. Еще весной посол Турции в России Танжу Бильгич пояснял, что судно принадлежит частной компании, поэтому решение о запуске рейсов — не вопрос государства. По его словам, власти страны поддерживают эту идею. Однако, власти Краснодарского края заявляют, что остались вопросы по части безопасности, которые на данный момент не решены.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

11:06
42
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025