С детства в карьеру: как проект «Образовательные вертикали» помогает школьникам определиться с профессией

С детства в карьеру: как проект «Образовательные вертикали» помогает школьникам определиться с профессией

В Москве есть ребята, которые с 13 лет проводят научные исследования, создают умную технику и выступают на конференциях. Они ходят в обычные школы, но учатся с седьмого до девятого класса по особой программе городского проекта «Образовательные вертикали». Он реализуется с 2018 года и помогает заранее выбрать направление будущей деятельности, поступить в профильный или предпрофессиональный класс.

К проекту уже присоединились более 87 тысяч ребят из 465 школ. Сейчас в столице три вертикали: математическая, информационно-технологическая (ИТ) и естественно-научная.

О зачислении в проект и о том, как он помогает найти дело жизни, — в материале mos.ru.

«Математическая вертикаль»: для любых профессий

Первой в проекте стала «Математическая вертикаль»: школы начали внедрять ее с 2018 года. В 2025-м по этой программе занимаются более 51 тысячи ребят в 460 учебных заведениях.

«Математическое направление, пожалуй, самое популярное, открывает наиболее широкие перспективы перед подростками. После девятого класса они могут пойти практически в любые предпрофессиональные классы: инженерные, ИТ, предпринимательские. Знания по практической математике необходимы и спортсменам, и искусствоведам, и музыкантам», — считает куратор «Математической вертикали» школы № 1502 «Энергия» Галина Безрукова.

Главное условие для поступления в вертикаль — хорошо учиться. В конце шестого класса дети проходят тестирование (диагностику) Московского центра качества образования (МЦКО) по математике и функциональной грамотности — способности ориентироваться в большом объеме информации, глубоко анализировать текст и применять математические знания на практике. Например, одно из заданий может быть таким: «Определите, в каком театре билеты дешевле и как быстрее туда доехать». Ежегодная диагностика обязательна для всех школьников, но, чтобы стать учеником вертикали, шестиклассникам нужно выполнить все тесты на хорошо или отлично.

Педагоги еще до МЦКО предварительно отбирают тех, кому подойдет программа вертикали. Обращают внимание на ребят, которые не только хорошо учатся, но и с младших классов посещают математические или ИТ-кружки, участвуют в олимпиадах. Родителям этих детей советуют подумать о поступлении в проект. В первый год вертикали школьник окончательно определяется, правильно ли он выбрал направление Наталья Воробьева куратор проектов «Математическая вертикаль» и «ИТ-вертикаль» в институте развития профильного обучения Московского городского педагогического университета (МГПУ)

Школы, в которых есть образовательные вертикали, формируют один или несколько классов для участников проекта. У тех, кто выбрал «Математическую вертикаль», в неделю выходит четыре-пять часов алгебры, два-три — геометрии, один-два — вероятности и статистики и два часа дополнительных занятий после уроков.

Пособия, по которым учатся в проекте, отличает не только научность, то есть уважение к предмету, но и доступность — уважение к школьнику. О сложном рассказывают максимально просто. В каждом разделе — практические, жизненные задания. Поэтому обучение увлекает, а когда ребенок заинтересован, он не замечает повышенной нагрузки Галина Безрукова куратор «Математической вертикали» школы № 1502 «Энергия»

В «Математической вертикали» участвуют девять вузов. Среди прочих — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. Преподаватели высших учебных заведений проводят мастер-классы для ребят, учат писать проектные работы, предлагают темы исследований.

«ИТ-вертикаль»: для тех, кто хочет стать программистом и изобретателем

«ИТ-вертикаль» существует с 2022 года. В этом проекте участвуют 194 школы и около 12 тысяч подростков.

Те, кто поступил в класс “ИТ-вертикали” в нашей школе, занимаются восемь часов математикой и по два часа в неделю информатикой, программированием, технологией. На уроках технологии ребята изучают моделирование и прототипирование, а с восьмого класса добавляется электроника и микропроцессорная техника. Помимо этого, участники проекта обязаны посещать минимум два кружка, например по робототехнике, проектной деятельности или основам создания устройств для умного дома Роман Колтунов куратор «ИТ-вертикали» школы № 444

С проектом сотрудничают 12 столичных вузов, в том числе Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», МИРЭА — Российский технологический университет, Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. Педагоги этих учебных заведений направляют ребят, подсказывают идеи для разработок.

«Две ученицы девятого класса школы № 444 Камила Сабирова и Таисия Яблоновская, например, создали прибор для заваривания чая: в стакан наливают кипяток, рука робота окунает в него пакетик, а человек тем временем задает в программе параметры крепости напитка», — делится собеседник mos.ru.

А девятиклассники из этой же школы Николай Вальчук и Даниил Девятериков изобрели домашний авиасимулятор для будущих пилотов. Рычаги управления двигателями, сделанные наподобие тех, что используются в кабинах самолетов, подключаются к компьютеру, и начинающий специалист может тренироваться, не выходя из своей комнаты.

«Я с раннего детства люблю программировать и собирать что-нибудь своими руками, при этом интересуюсь авиационной промышленностью. Моя мечта — изготовить ионный двигатель, который можно применять в космических спутниках. Он работает от баллона с инертным газом, износостойкий. В ближайшее время надеюсь закончить эту разработку и испробовать ее на небольшой лодке», — объясняет ученик девятого класса школы № 444 Николай Вальчук. «Естественно-научная вертикаль»: будущие медики и экологи

«Естественно-научная вертикаль» появилась в школах тоже в 2022 году. По этой программе занимаются свыше 17 тысяч учеников в 253 школах. Знания пригодятся в медицине, фармацевтике, психологии, энергетической промышленности, генетике, экологии. Партнеры проекта — 10 вузов, в частности Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Российский университет дружбы народов, МГПУ.

В классах естественно-научной вертикали у школьников больше часов физики, химии и биологии, чем в обычном. При этом химия начинается не с восьмого класса, а с седьмого. Кроме того, у подростков есть дополнительные курсы естественно-научной направленности, на которые отводится не менее часа в неделю. Еще столько же времени ребята посвящают проектно-исследовательской деятельности. Уже с 13 лет они выступают на городских научно-практических конференциях Елена Семяшова куратор проекта «Естественно-научная вертикаль» в институте развития профильного обучения МГПУ

Так, в школе № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна дети в седьмом классе после уроков остаются на занятия по физиологии растений и животных, а в девятом — по неорганическому синтезу.

Участники проекта в этом году подготовили 28 научных работ по анатомии и физиологии человека. Например, выяснили, что внутриканальные наушники способствуют развитию ушных инфекций. Оказалось, практически никто из опрошенных не обрабатывает устройство антисептиком. По результатам тестирования ребята написали памятку о пользовании наушниками и поместили ее в коридоре Олеся Лукинская куратор «Естественно-научной вертикали» в школе № 2070

Одна из учениц класса «Естественно-научной вертикали» в этой школе, восьмиклассница Виктория Федянова, провела исследование: опросила 50 подростков, затем измерила их артериальное давление перед началом занятий и во время контрольной работы. Оказалось, те, кто спит менее семи часов и часто испытывает стресс, имеют склонность к повышению давления на 20 процентов. «Думаю пойти учиться на врача, возможно на эндокринолога. Уверена, что знания, полученные по программе вертикали, помогут мне поступить в вуз», — резюмирует Виктория.

Библиотекой «МЭШ» за год воспользовались почти 60 миллионов разФизика и информатика вошли в топ самых популярных у школьников предметов для сдачи ЕГЭПрикоснуться к миру науки. Как в академических классах московских школ готовят будущих ученыхПромышленность и ИТ-сектор: названы самые востребованные в Москве отрасли для трудоустройства

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

12:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025