Самолет сел не в том городе: кто оплатит дорогу домой
В последнее время ситуации, когда авиакомпания из-за ограничений работы аэропортов привозит пассажиров не в тот город, что указан в билете, происходят все чаще. Нередко при этом им предлагают добираться домой самостоятельно. Дальше возможны варианты: перевозчик сообщает о возможности обратиться за компенсацией, предоставив ему чеки, отправляет за возмещением к туроператору/турагенту или просто ссылается на форс-мажор. О том, на что имеют право туристы, и кто должен оплатить их расходы, юристы рассказали Profi.Travel 21 июля.
В профильном телеграм-канале турагент поделилась историей туристов, которые летели из Турции в Москву, но из-за палана «Ковер» их самолет сел в Санкт-Петербурге. Добираться до дома пассажирам предложили самим, при этом рейсы в столицу на тот момент не выполнялись, а билеты на поезда были раскуплены.
Пришлось семье с трехмесячным ребенком воспользоваться услугами каршеринга. Причем, по их словам, и в авиакомпании, и в туроператоре им заявили: это обстоятельства непреодолимой силы, а значит компенсаций расходов на дорогу не будет. Однако тут же посоветовали за возмещением обращаться к турагенту. Так что все чеки — за бензин и подгузники — семья отправила в турфирму с требованием вернуть им деньги.
Форс-мажор или нет?Как уточнили эксперты компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», ситуация, когда самолёт садится в аэропорту другого города из-за угрозы безопасности, в том числе атаки БПЛА или закрытия воздушного пространства, действительно, может относиться к обстоятельствам непреодолимой силы. При признании ситуации форс-мажором, как правило, убытки туристов не возмещаются. Но в условиях наличия возможности альтернативной доставки пассажиров в изначальное место назначения, позиция перевозчика и туроператора «Дальше сами» нам видится некорректной и способной привести к негативным для туроператора или авиакомпании последствиям в суде.
Авиаперевозчик может менять маршрут в определенных случаях.
Это следует из п. 76 Общих правил воздушных перевозок — перевозчик вправе изменить маршрут или посадить воздушное судно в ином аэропорту, если этого требует безопасность полётов. Да и согласно ст. 58 Воздушного кодекса РФ, капитан ВС принимает окончательное решение о посадке при возникновении угрозы. При этом ст. 795 ГК РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ освобождают перевозчика и туроператора от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в случае непреодолимой силы.
Однако перевозчик или туроператор (если речь о туристском продукте) обязан обеспечить доставку пассажиров в пункт назначения по билету. То есть, форс-мажор не отменяет изначальное обязательство перевозчика, особенно если существуют альтернативные способы доставки. Таковы требование законодательства и судебная практика.
«Например, нам известны случаи, когда в похожей ситуации авиаперевозчик организовывал доставку пассажиров в изначальный пункт назначения на автобусе, при том, что города (назначения и фактического прилета) находятся примерно на том же расстоянии, что Москва и Санкт-Петербург », - пояснили в компании.
Юристы уточнили: пассажир не обязан самостоятельно и за свой счёт искать способы добраться домой. Однако, если он принял решение не дожидаться доставки силами авиакомпании и приобрел билеты на альтернативные маршруты или понес убытки в связи с опозданием в место назначения, тогда его дополнительные расходы возмещению не подлежат в силу закона.
«Эти правила урегулированы в отечественном и зарубежном законодательстве прежде всего с целью обеспечения безопасности пассажиров и их багажа. Если перевозчики, опасаясь выплаты компенсации и возмещения убытков, станут поднимать в воздух самолеты в условиях форс-мажора, технически неисправные лайнеры или осуществлять полеты в неблагоприятных погодных условиях, это существенно отразится на безопасности авиационных перевозок», — пояснили юристы.
Кто возместит пассажирам расходы?Однако, подчеркивают эксперты, если авиакомпания/туроператор (если это турпродукт) не предлагает никаких вариантов добраться до города, указанного в билете, то она нарушает установленные законом требования. И в этом случае пассажиру необходимо сохранить квитанции/чеки/билеты, подтверждающие расходы, которые он понес на дорогу домой, а после обратиться за компенсацией к перевозчику.
Когда речь идёт о чартерной перевозке в составе турпродукта, за возмещением следует обратиться непосредственно к туроператору — этот вопрос давно урегулировал Верховный суд РФ.
С блоками мест на регулярных рейсах ситуация чуть сложнее, но лицо, к которому, как правило, обращается турист, то же — туроператор. В этом случае туроператор и авиакомпания зачастую согласовывают распределение расходов при наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Турагент же в этой ситуации несет ответственность лишь за надлежащее предоставление туристам информации, полученной от туроператора и/или авиаперевозчика.
Что случилось?На этой неделе в третьем чтении будет рассмотрен законопроект, который вводит штрафы за передачу сим-карт кому-либо, кроме родственников, оперативников и представителей госорганов. Взыскания предусмотрены и для физических лиц, и для индивидуальных предпринимателей, и для организаций. Штрафы внушительные: для граждан — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП — от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для юрлиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Почему это важно турбизнесу?В турфирмах нередко один номер используют сразу несколько сотрудников. Такая система вводится в том числе и для удобства туристов — чтобы они не получали информацию по туру от разных контактов, если, например, у их менеджера выходной. Можно ли продолжать работать по такой схеме? И как подстраховаться, чтобы не получить огромный штраф? Есть ли подводные камни, если сотрудники — фрилансеры со статусом самозанятых?
Разъяснения юристаСогласно законопроекту, наказание может грозить, например, за предоставление возможности пользоваться мобильным номером тем, у кого нет заключенного с юрлицом или ИП трудового или возмездного гражданско-правового договора. Таким образом, открывать доступ к корпоративному аккаунту в WhatsApp фрилансерам можно лишь в том случае, если отношения с ними оформлены официально.
«Необходимо оформлять сим-карту на организацию — тогда менеджеры смогут спокойно пользоваться номером как работники по поручению организации/ИП или привлеченные исполнители по гражданскому договору», — пояснила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.
Еще одна причина для штрафа — неисполнение обязанности по предоставлению оператору связи сведений о пользователях услугами связи. Корпоративные сим-карты необходимо регистрировать на Госуслугах. Для использования корпоративных номеров сотрудниками они должны подтвердить учетную запись на Госуслугах.
Как пояснили в колл-центре, специализирующемся на корпоративных клиентах одного крупного оператора мобильной связи, если раньше организация могла оформить сим-карту на человека, с которым у нее нет трудовых отношений, то теперь это — область проверок Роскомнадзора. При этом там уточнили, что зарегистрировать одну сим-карту на нескольких сотрудников нельзя. В компании, которая занимается корпоративной телефонией, пояснили: если сим-карта используется внутри компании и она зарегистрирована на сотрудника, который трудоустроен официально, проблем не должно быть.
На сайте Госуслуги разъясняется: «Корпоративный номер должен числиться за одним ответственным сотрудником — пользователем услуги связи. Если корпоративный номер передаётся между сотрудниками, при регистрации укажите одного из них. Он будет отвечать за использование сим-карты».
В случае принятия закона, с осени руководителям придется особенно внимательно следить за актуальностью данных по корпоративной сим-карте. Если у номера сменился пользователь, на которого он зарегистрирован, необходимо обновить информацию.
«Я не вижу ограничений по количеству работников, использующих одну сим-карту. Но есть ограничения по количеству сим-карт у одного человека», — подчеркнула Мария Чапиковская.
Так, количество личных и корпоративных сим-карт не должно превышать лимит: для граждан РФ с 1 апреля 2025 года — 20 номеров, для иностранцев и лиц без гражданства с 1 января 2025 года — 10 номеров.
Юристы не исключают появления отдельных разъяснений по случаям использования однок корпоративной сим-карты несколькими сотрудниками.
Как уточнила Мария Чапиковская, все эти изменения направлены на снижение рисков телефонного мошенничества.