«Щелкунчику» - 133: как родина самого новогоднего балета готовится к масштабной реставрации

«Щелкунчику» - 133: как родина самого новогоднего балета готовится к масштабной реставрации

18 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялась мировая премьера балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Это событие дало начало традиции предновогоднего балетного ажиотажа и очередей в театрах всей страны, где дают в эти дни «Щелкунчика». А сам образ куклы-орехокола, в самых разных визуальных интерпретациях, стал самым ходовым символом русского Нового года, как Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и другие сказочные персонажи.

К очередной годовщине балета и в преддверии новогодних праздников самое время напомнить детали этой истории. Тем более, что для этого есть еще один веский повод. «Мариинка», главный академический театр оперы и балета Санкт-Петербурга, включена в проект трехлетнего федерального бюджета на 2026–2028 годы. Документ внесен в Госдуму 29 сентября. В рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры в сфере культуры» средства планируют направить на реконструкцию исторической сцены – той самой, где ровно 133 года назад состоялась мировая премьера балета «Щелкунчик». Отметим также, что Мариинский театр – заказчик Главгосэкспертизы России, и за последние годы эксперты рассмотрели целый ряд проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта в рамках развития театрального комплекса. Так, в 2022 году положительное заключение выдано на строительство восьмиэтажного здания общей площадью 5 166 кв. м для размещения кладовых, бытовых и административных помещений, бутафорских и живописных мастерских. Ранее экспертизу прошел новый Южный вспомогательный корпус Концертного зала Мариинского театра, а также другие проекты по модернизации сценического пространства и административно-технических помещений.

Между тем первая в мире постановка балета по сказке Гофмана в хореографии Льва Иванова не была такой успешной, как более поздние версии. Уже более девяноста лет балетный Петербург украшает «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена (1934) с декорациями Симона Вирсаладзе (1954). Сегодня эта постановка считается канонической. Новую жизнь в балет вдохнул художник Михаил Шемякин, создав для Мариинского оригинальную авторскую концепцию декораций и общей режиссуры спектакля (2001).


«Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена. Фото Наташи Разиной, 2023 © Мариинский театр

Кстати, в Москве «Щелкунчик» впервые показали уже в советское время, причем не под Новый год, а 21 мая 1919 года. Примечательно, что и легендарная премьера балета в Большом театре в постановке Юрия Григоровича тоже не была новогодней и состоялась 12 марта 1966 года.

Вот почему именно за мариинским «Щелкунчиком», стартовавшим 18 декабря 1892 года, закрепился приоритет основоположника традиции встречать Новый год походами на балет. Ежегодно в начале зимнего сезона сотни тысяч зрителей из разных концов страны и мира приезжают в Петербург, чтобы посмотреть «Щелкунчика» именно в Мариинском театре.


«Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена. Фото Наташи Разиной, 2023 © Мариинский театр

Весной 2025 года его худрук Валерий Гергиев раскрыл некоторые детали реконструкции основного здания. В частности, она может затронуть поздние элементы и пристройки 1960-70-х годов, которые, по мнению маэстро, нарушили архитектурную гармонию исторической части театра.

В целом реконструкция исторической сцены Мариинского театра - это сложный и многогранный проект, который потребует значительных финансовых и технических ресурсов. Но его реализация позволит вернуть исторический вид объекту культурного наследия и вместе с тем приспособить театр к современным требованиям и новейшим сценическим технологиям.

«Что касается реконструкции Мариинского театра, исторического его здания, то это всегда немножко рискованно - прикоснуться к зданию, которому уже далеко за 160 лет. Все это анализируется, очень опытные специалисты ищут, найдут обязательно и предложат вариант», - отметил Валерий Гергиев, комментируя предстоящие работы.

Здание Мариинского театра было построено в 1860 году по проекту Альберта Кавоса. Русский архитектор итальянского происхождения, предпочитал стили позднего классицизма и ранней эклектики и был уникальным специалистом по театральному строительству.


«Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Фото Михаила Вильчука, 2024 г. © Мариинский театр

К моменту премьерного выпуска балета «Щелкунчик» в 1892 году Мариинка уже отличалась более совершенной акустикой деревянного зала, а эффекты объемного звука достигались в том числе благодаря подковообразной форме зала с пятью ярусами балконов. Здесь также были внедрены передовые на конец XIX века сценические механизмы и технологии. Например, гидравлические подъемники, вращающийся круг, системы «полетов» и другие.

Сцена также была оборудована специальными технологиями освещения, позволявшими создавать эффекты снежной вьюги, лунного света и волшебного сияния. Как отмечают театральные эксперты, именно эти технические возможности позволили первому постановщику-балетмейстеру «Щелкунчика» Льву Иванову воплотить на сцене Мариинки главные эпизоды «волшебства» – такие как «Танец снежинок», который с участием нескольких десятков танцовщиц создавал оптическую иллюзию снежной метели. А за счет управления подвижными декорациями и световой палитры достигалась трансформация праздничного зала в зимний лес и другие эффекты.


Мариинский театр, историческая сцена. Фото Михаила Вильчука, 2025. © Мариинский театр

Благодаря таким театральным инновациям спектакль быстро набирал популярность у публики. Только в первом сезоне 1892–1893 гг. на сцене Мариинского театра «Щелкунчик» танцевали не менее 10 раз. От премьеры 1892 года до современных версий этот балет остается в авангарде театральных технологий, а также универсальным символом новогоднего чуда и одним из главных предвестников наступления Нового года в нашей стране.

На превью: «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Фото Михаила Вильчука, 2024 г. © Мариинский театр

 

Главгосэкспертиза России Главгосэкспертиза России

17:06
25
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025