Счетная палата рассказала о нарушениях в работе фондов ОМС
Занижение или завышение допустимого числа филиалов в регионах, нерациональное расходование бюджетных средств и сомнительные медико-экономические экспертизы — такие нарушения выявила Счетная палата по результатам масштабной проверки Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — ФОМС и ТФОМС. Как показал аудит, деньги, выделяемые на обеспечение деятельности фондов, зачастую расходуются нерационально и требуют большей экономии. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Где-то не хватает, где-то — переборКак сообщается в отчете, и федеральный, и территориальные фонды сегодня испытывают две основные проблемы. Одна из них — отсутствие единого подхода к созданию филиалов территориальных фондов ОМС внутри регионов.
«Методическими указаниями не урегулирован порядок расчета количества филиалов по субъектам Российской Федерации с привязкой к показателям, в зависимости от которых определяется необходимость их наличия (площадь субъекта Российской Федерации, численность застрахованных по ОМС, количество медицинских организаций, количество страховых медицинских организаций, плотность населения и т. п.), — говорится в документе. — Отсутствие данного регулирования приводит к отсутствию единообразного подхода при определении количества филиалов ТФОМС внутри отдельных федеральных округов (в сопоставимых условиях)».
Это приводит к тому, что на одну штатную единицу ТФОМС (то есть одного конкретного специалиста) в зависимости от региона может приходиться от 9,5 тысячи (Республика Татарстан) до 14,2 тысячи застрахованных лиц (Самарская область). При этом, например, в Удмуртской Республике при общей численности застрахованных в 1,5 миллиона человек работают всего два филиала ТФОМС. А в некоторых сопоставимых по площади и числу населения регионах филиалы отсутствуют вовсе.
Счетная палата: Финансирование нацпроекта «Семья» значительно увеличится
Кое-где при этом наблюдается обратная ситуация. Так, проведенный мониторинг выявил явное завышение числа филиалов ТФОМС в Краснодарском крае, где их было создано десять штук. Как показала проверка, функции, которые на эти филиалы возложены, вполне можно осуществлять в рамках электронного документооборота. А в самой структуре филиалов оказалось достаточно много сотрудников, в должностные обязанности которых не входит разъездная работа, то есть они вполне могут исполнять свои обязанности без территориальной привязки к месту оказания медицинской помощи или проживания застрахованных граждан.
«Это свидетельствует о нецелесообразности создания и содержания филиалов ТФОМС Краснодарского края, — подчеркнули в Счетной палате. — При этом их оптимизация может дать экономию до 25 миллионов рублей в год».
© Максим Блинов/РИА Новости «Лишние» застрахованные и формальный подход к экспертизамДругая важная проблема, отмеченная Счетной палатой, — ненадлежащее ведение персонифицированного учета застрахованных лиц. Так, проверка выявила случаи предоставления отдельными территориальными фондами недостоверных сведений о застрахованных лицах, из-за чего их — лиц — количество оказывалось завышено. От этого страдали расчеты субвенций, которые эти отделения получали на свою работу в 2024-2025 годах.
Счетная палата предложила включать показатели роста производительности труда в нацпроекты
Например, ТФОМС Московской области ухитрился завысить численность иностранных граждан и лиц без гражданства, застрахованных в системе ОМС, на 99 015 человек за 2022 и 2023 годы, что привело к необоснованному увеличению размера субвенции для региона на 2,1 миллиарда рублей.
Помимо системных проблем, удалось выявить и ряд «текущих» недостатков в работе отдельных филиалов. Так, ТФОМС Краснодарского края допустил риски завышения фонда оплаты труда: штатная численность его сотрудников превысила рекомендованные нормативы на 29 единиц. А ТФОМС Московской области, помимо истории с иностранцами, еще и допустил нарушения при использовании средств ОМС на общую сумму свыше 8,5 миллиона рублей. Причем два миллиона из них ушли на содержание «избыточного» автомобиля и оплату труда водителя.
«Кроме того, Счетная палата отметила формальный подход специалистов-экспертов страховых медицинских организаций к проведению медико-экономической экспертизы, — говорится в отчете. — В частности, проверка выявила случаи проведения одним специалистом от 2 до 85 тысяч медико-экономических экспертиз в день, что ставит под сомнение как качество таких экспертиз, так и обоснованность сформированных экспертных выводов».
По итогам проверки Счетная палата подготовила ряд предложений, направленных на повышение эффективности расходов на обеспечение деятельности ФОМС и терфондов ОМС. Так, в числе ключевых рекомендаций предлагается провести внеплановую проверку достоверности сведений о застрахованных лицах, предоставляемых терфондами ОМС, и при необходимости обеспечить перерасчет субвенций на 2025 год.
Счетная палата дала положительное заключение на проект федерального бюджета
