Сделка по Газе – что дальше?
Израиль и ХАМАС приступили к выполнению первой фазы мирного плана по Газе, подготовленного администрацией Дональда Трампа. В ходе саммита в Шарм-эль-Шейхе объявлено об окончании войны в Газе и достижении «вечного мира». Прямо сейчас на Ближнем Востоке царит эйфория. Хотя таковая уже царила там в 1994, когда премия мира за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке была вручена Ясиру Арафату, Шимону Пересу и Ицхаку Рабину. Каковы нынешние долгосрочные перспективы?
В конце сентября Трамп представил многоэтапный план по прекращению войны Израиля и ХАМАС, длящейся с октября 2023 года. Его первая фаза предполагает прекращение огня, обмен израильских заложников на палестинских заключенных в установленные сроки и вывод израильских войск на согласованные рубежи. 3 октября представители ХАМАС согласились поддержать план Трампа, по меньшей мере, в его первой фазе. 6 октября в Египте прошли непрямые переговоры между представителями еврейского государства и палестинской группировки. При посредничестве США, которые представляли спецпосланник Стив Уиткофф и зять американского президента Джаред Кушнер, и дипломатов из Египта, Катара и Турции стороны договорились о первоочередных мерах на пути к остановке боевых действий и обмену заложниками.
По данным западных СМИ, представленный администрацией Трампа план урегулирования является следствием интенсивного дипломатического давления со стороны Катара, Саудовской Аравии и ряда других арабских и мусульманских государств. Израильский удар по столице Катара, осуществленный 9 сентября, вызвал раздражение Трампа, «частично изменил» его взгляд на противостояние Израиля и ХАМАС, и привел к усилению нажима Белого дома на Нетаньяху. Помимо освобождения израильских заложников, основной посыл плана - закрепление за Трампом роли ключевого медиатора в процессе нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Источники также подчеркивают, что Трамп специально выбрал для анонса соглашения момент времени, предшествующий объявлению лауреата Нобелевской премии мира.
9 октября Трамп, а также представители ХАМАС подтвердили достижение соглашения, отметив, что оно «завершит войну в Газе», «обеспечит полный вывод» израильских войск и приведет к возобновлению поставки гуманитарной помощи в Газу. К 10 октября соглашение поддержали правительство и парламент Израиля. В пятницу начался отвод израильских войск на границу Газы. 13 октября ХАМАС освободил всех заложников. В тот же день, Трамп приехал на Ближний Восток: посетил Израиль, а затем направился в египетский Шарм-эш-Шейх. Там прошел «саммит для мира», на котором собрались лидеры более 20 стран, в том числе руководство Великобритании, Катара, Палестинской автономии, Турции и Франции. По его итогам, лидеры Египта, Катара США и Турции подписали документ о прекращении конфликта в секторе Газа.
Население Израиля и палестинских территорий, а также представители сторон, участвующих в переговорах, испытывают эйфорию. Опубликованные фотографии из Египта демонстрируют объятия израильских и катарских переговорщиков, что ранее было невозможно представить, принимая во внимание напряжённость последних недель в отношениях между странами. Тем не менее, за исключением уже согласованного прекращения огня и обмена заложников на палестинских заключенных, остальные пункты плана Трампа потребуют, скорее всего, длительного и напряженного согласования.
В частности, согласно плану, ХАМАС должен разоружиться, чтобы в обмен получить для своих членов право на амнистию или возможность безопасно покинуть Газу. Предполагается, что власть в Газе перейдет в руки технократической администрации, в которую не будут входить представители ХАМАС, под надзором международного переходного органа во главе с Трампом. Израильская армия будет выведена из Газы поэтапно, передав обеспечение безопасности международным силам и палестинской полиции. Вице-президент США Джей Ди Вэнс заявил 12 октября, что американские войска будут помогать контролировать соблюдение перемирия. На пресс-конференции по итогам встречи в верхах в Шарм-эш-Шейхе, египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси заявил, что подписанное четырьмя странами соглашение «…приведёт к реализации решения по мирному сосуществованию двух государств: израильского и палестинского».[i] И это весьма важное заявление.
Однако среди подписантов соглашения не было ни Нетаньяху, который отказался приехать в Египет, формально сославшись на начало праздника Симхат Тора, ни представителей ХАМАС. Палестинские радикалы также пока не согласились на одно из двух ключевых условий предложения Трампа: полное разоружение. ХАМАС, признанной террористической США и Европейским союзом, до сих пор не сделала официального заявления об уходе с политической арены Газы. 9 октября её представитель в интервью катарскому телеканалу «Аль-Джазира» сообщил о готовности не участвовать в управлении сектором, отметив «необходимую гибкость» в этом вопросе. Однако уже 13 октября стали поступать сообщения, согласно которым ХАМАС уже вновь ведет бои - теперь с соперничающими палестинскими группами.[ii]
В предложении Трампа также утверждается, что Палестинская администрация (ПА), управляющая частями оккупированного Западного берега, будет участвовать в управлении Газой только после завершения программы реформ. Однако 4 октября министры иностранных дел восьми ближневосточных стран опубликовали совместное заявление, в котором, приветствуя шаги Израиля и ХАМАС к прекращению огня, подчеркнули, что ПА должна контролировать ситуацию в секторе Газа.
Вопрос о будущем политическом устройстве палестинских территорий может стать камнем преткновения - как уже бывало много раз прежде. Израильские танки и авиация стерли с лица земли города Газы и разрушили её инфраструктуру. Число погибших жителей сектора насчитывает десятки тысяч человек, а количество беженцев – сотни тысяч. При этом формулировки, затрагивающие этот вопрос в плане Трампа, довольно расплывчатые, а Нетаньяху уже многократно заявлял, что идея создания палестинского государства для него неприемлема. А ряд членов его нынешнего кабинета и вовсе выступают за аннексию Газы. ХАМАС, в свою очередь, напрямую увязывает свою готовность разоружиться с появлением государства у палестинских арабов.
В конце сентября The Economist писал, что и в этот раз вопрос о палестинском государстве упирается в политическую волю и мотивацию. Опрос центра Pew, проведённый ранее в этом году, показал, что лишь 21 процента израильтян считают, что их страна может мирно сосуществовать с палестинским государством. Почти две трети палестинцев заявляют социологам, что решение о создании двух государств больше не представляется возможным. Таким образом, делает вывод британское издание, большинство израильтян и палестинцев считают его либо невозможным, либо нежелательным.
Во-вторых, это мотивация: ни одна из сторон, но особенно израильтяне, не верят в серьёзность намерений стран мира добиваться урегулирования. В частных беседах арабские лидеры утверждают, что Израиль стоит перед выбором: принять план регионального мира и интеграции или изолировать себя, развязав войну и аннексию. Однако публично они не разъяснили эту дилемму израильтянам, что позволяет правительству Нетаньяху утверждать, что она ложна. То же самое касается и Европы. Большинство членов ЕС теперь признают Палестину; однако, если их заявления не будут подкреплены конкретными действиями, израильтянам будет легко списать их как пустую риторику.
В целом, основной риск, связанный с подменой долгосрочных соглашений краткосрочными, заключается в фундаментальном противоречии их целей. Устойчивое развитие неотделимо от долгосрочного стратегического видения, тогда как краткосрочные договорённости ориентированы на сиюминутное достижение результата в формате разовой транзакции. Соглашения-«сделки» направлены на оперативное смягчение текущих негативных обстоятельств, не предусматривая при этом гарантий их долгосрочного устранения. В отличие от них, выстраивание перспективных отношений требует проведения всестороннего анализа и способности к стратегическому прогнозированию.
В ещё большей степени это относится к международным договорам, которые формируют основу межгосударственных отношений. Замещение полноценных международно-правовых механизмов неструктурированными краткосрочными сделками ведёт к установлению нестабильного и декларативного псевдомира. Таким образом, следует разграничивать сделки, которые лишь откладывают решение системных проблем, и договоры, направленные на их комплексное урегулирование. Транзакционный подход создаёт иллюзию прогресса, перенося разрешение конфликта на неопределённую перспективу и не обеспечивая условий для прочного мира. Таким образом, поспешный и непродуманный переговорный процесс впоследствии приведет к необходимости пересмотра их результатов.
Уязвимости плана Трампа очевидны. Существуют значительные риски того, что любое соглашение между правительством Израиля под руководством Нетаньяху и движением ХАМАС может быть заключено без искренней приверженности сторон, с потенциальной стратегической целью последующего срыва его реализации. Детали, касающиеся последовательности выполнения договоренностей, потребуют тщательной и сложной координации и в высокой степени уязвимы для возможных дестабилизирующих действий с обеих сторон.
Перспективы восстановления сектора Газа представляются проблематичными с точки зрения как организационного потенциала, так и финансовой осуществимости. Внутренняя политическая динамика в Израиле способна создать стимулы для действующего или будущего руководства страны к денонсации соглашения и движению в сторону аннексии палестинских территорий.
В свою очередь, институциональная способность ПА к проведению необходимых реформ не очевидна, что создает риск затягивания сроков функционирования временных административных механизмов сверх любого объективно обоснованного периода. К тому же, несмотря на риторику, звучащую в ООН, эмпирические данные свидетельствуют о том, что идея двух государств в настоящее время не пользуется существенной поддержкой среди большинства израильтян и палестинцев.
Гарантирует ли нынешнее перемирие прекращение войны? По убеждению Трампа, сделка по заложникам означает и окончание войны. Теперь задача заключается в реализации плана президента США из двадцати пунктов, который требует разоружения ХАМАС, создания международных сил безопасности и новых структур управления в секторе Газа, не включающих ХАМАС. Дальнейшее продвижение потребует постоянного давления со стороны Трампа на Израиль, а также со стороны арабских государств и Турции на ХАМАС.
Что касается долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта, то формально, план Трампа не исключает создания палестинского государства. В то же время, план содержит условия, некоторые из которых будет трудно принять или ХАМАС, или Израилю. Таким образом, даже если Израиль и ХАМАС добьются прогресса по первым пунктам плана, вопрос о том, приведут ли нынешние договоренности к прочному миру – останется открытым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ключевые слова: Ближний Восток Израиль Палестина Дональд Трамп ХАМАС Газа