Сергей Собянин объявил о завершении обновления поездов на МЦД
Завершилось обновление подвижного состава четырех Московских центральных диаметров (МЦД). В церемонии, приуроченной к этому событию, принял участие Сергей Собянин.
«Большое событие в транспортной отрасли — заканчиваем сегодня обновление всего подвижного состава на Московских центральных диаметрах. Поставлено 4,5 тысячи современных вагонов — это гигантская программа, которая подошла к завершению. Важность Московских центральных диаметров в том, что они перевозят большую часть пассажиров пригородного сообщения в целом в стране. Это 1,6 миллиона ежедневно жителей Москвы, Подмосковья и других близлежащих регионов», — отметил Мэр Москвы.
По словам Сергея Собянина, Московские центральные диаметры сегодня — одно из самых быстро растущих направлений. С момента их открытия количество пассажиров увеличилось почти в два раза, а за счет использования новых поездов удалось не просто увеличить количество пассажирских мест, но и улучшить комфорт передвижения.
«Спасибо хотел сказать Президенту Российской Федерации, который держит на контроле данный проект, оказывает всемерную поддержку, Правительству Российской Федерации, “Российским железным дорогам”, Центральной пригородной компании и технологическому партнеру — “Трансмашхолдингу”, который обеспечил строительство большинства этих современных поездов, создал по сути дела еще одно направление транспортного машиностроения. Теперь у России есть свои прекрасные поезда», — сказал Сергей Собянин.Масштабное обновление подвижного состава МЦД начали перед открытием двух первых диаметров в 2019 году и завершили в течение шести лет. Так, поезда МЦД-1 и МЦД-2 полностью обновили в 2020-м — в течение первого года работы диаметров. А на МЦД-3 и МЦД-4 это произошло в сентябре 2025-го.
Всего с 2014-го для Московских центральных диаметров поставили 398 современных поездов, в том числе:
— для МЦД-1 — 77 поездов (девять поездов «Иволга 2.0» и двухэтажных аэроэкспрессов «Штадлер», 59 поездов серии ЭП2Д);
— для МЦД-2 — 87 поездов (шесть составов «Иволга 2.0», 24 поезда «Иволга 1.0» и 57 — ЭП2Д);
— для МЦД-3 — 122 поезда (13 поездов «Иволга 4.0», 19 — «Иволга 3.0», 39 — «Ласточка» и 51 поезд ЭП2Д);
— для МЦД-4 — 112 поездов (30 поездов «Иволга 4.0», 82 поезда ЭП2Д и ЭП2ДМ).
По темпам обновления подвижного состава Центральный транспортный узел (ЦТУ) занимает первое место в мире. В результате средний возраст подвижного состава ЦТУ сократился в пять раз — с 23 лет до 4,5 года.
Закупки новых поездов позволяют отказаться от эксплуатации составов предыдущих поколений, в которых было жарко летом и холодно зимой, отсутствовала навигация и шумоизоляция, а сиденья были неудобными.
В отличие от них современные поезда оснащены климат-контролем и системой обеззараживания воздуха, имеют понятную навигацию и медиаэкраны, эргономичные кресла и разъемы для зарядки гаджетов. Поезда движутся плавно, а уровень шума в вагонах снизился на 35 процентов.
Вместимость новых вагонов в 1,5 раза больше. Таким образом, в результате обновления парка количество пассажирских мест в поездах МЦД увеличилось в полтора раза — с 5,4 миллиона до 7,8 миллиона в сутки. В вагонах стало просторнее даже в часы пик, что особенно ценят пассажиры.
Флагманской моделью Центрального транспортного узла по праву является «Иволга». Сегодня в парке МЦД более 100 таких поездов разных поколений. Треть из них — «Иволга 4.0».
Главные отличия поезда «Иволга 4.0» от предыдущих моделей:
— есть третья дверь в промежуточных вагонах, что позволяет пассажирам быстрее заходить и высаживаться из поезда;
— двери шире на 15 процентов, благодаря чему посадка и высадка пассажиров происходят быстрее и комфортнее;
— проход шире на 45 процентов — так людям удобнее проходить по составу даже в часы пик;
— состав имеет повышенную вместимость и может перевозить почти на 100 пассажиров больше за счет появления дополнительных накопительных площадок;
— изменения во внешнем виде поезда — фронтальная часть маски состава стала темнее и лаконичнее;
— новый интерьер — цвет подголовников и поручней стал ежевичным и мятным;
— удобное расположение кнопок открытия дверей — снаружи есть две кнопки по бокам от двери.
Обновление подвижного состава стало важнейшим фактором роста популярности Московских центральных диаметров, по которым в сутки совершается до 1,6 миллиона поездок. Причем доля внутригородских поездок выросла почти в три раза — до 500 тысяч в сутки. Эффект от обновления парка поездов значительно превзошел первоначальные ожидания.
«Поставка новых поездов для Центрального транспортного узла сыграла ключевую роль и в развитии и модернизации отечественного транспортного машиностроения», — написал в своем канале в мессенджере MAX Сергей Собянин.Источник: канал Мэра Москвы в мессенджере MAX
В последние годы именно Правительство Москвы формирует 75 процентов заказов в отрасли, приобретая новые вагоны метро и пригородные поезда.
В производстве флагманских поездов «Иволга» и ЭП2Д принимают участие более 600 предприятий и около 75 тысяч работников по всей стране.
Москва приобрела 99 вагонов поезда «Иволга 4.0» за счет федеральных инфраструктурных кредитовНа МЦД выйдут поезда «Иволга 4.0» с новым дизайном подголовников
Дальнейшие планыЦентральный транспортный узел объединяет 11 субъектов Российской Федерации — Москву, Московскую область и сопредельные с ними регионы. Это 31 миллион человек и почти 75 процентов всех пригородных железнодорожных перевозок России (более двух миллионов пассажиров в сутки). Поэтому обновление подвижного состава ЦТУ имеет решающее значение для повышения комфорта перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.
В июне 2025 года начато обновление подвижного состава на Ярославском направлении Московской железной дороги (МЖД). Сегодня пассажиров перевозят уже четыре поезда последнего поколения «Иволга 4.0».
Всего до 2030 года на Ярославское направление будет поставлено 92 поезда (свыше тысячи вагонов). Это позволит полностью обновить парк и сократить средний возраст подвижного состава более чем в пять раз — до трех лет. И самое важное — увеличить количество пассажирских мест и комфорт на самом перегруженном направлении.
Следующим большим шагом должно стать обновление поездов на Павелецком направлении МЖД и железнодорожных маршрутах, связывающих Москву с соседними областями.
«До 2035 года закупим около 100 составов для железнодорожных маршрутов, связывающих Москву с Владимирской, Ивановской, Калужской, Тульской и другими близлежащими областями. Таким образом, внедрим новые стандарты комфорта перевозки пассажиров на всем Центральном транспортном узле, а это почти 75 процентов всех пригородных перевозок в России», — написал Сергей Собянин в своем канале в мессенджере MAX.Источник: канал Мэра Москвы в мессенджере MAX
Собянин объявил о начале обновления поездов на Ярославском направлении МЖДСобянин: Семь московских городских вокзалов откроется в Москве в 2025–2026 годах
МЦК и МЦД: число пассажиров — свыше 2,8 миллиарда
Московские центральные диаметры и Московское центральное кольцо (МЦК) стали неотъемлемой частью рельсового каркаса столичного региона.
В этом году исполняется девять лет с момента открытия МЦК. 31 станция наземного кольца пользуется огромным спросом у жителей и гостей столицы. Все станции — это современные московские городские вокзалы, приспособленные в том числе для маломобильных пассажиров. Людей перевозят комфортные «Ласточки», оборудованные кондиционером, медиаэкранами, туалетными комнатами. В сутки по МЦК совершается до 640 миллионов поездок.
Со дня запуска по МЦК совершено более 1,2 миллиарда поездок. За это время интервал движения тут сократился дважды и составляет всего четыре минуты в часы пик. Совместно с «РЖД» рассматривается возможность дальнейшего уменьшения интервалов движения.
В ноябре этого года исполнится шесть лет с момента открытия двух первых Московских центральных диаметров.
МЦД-1 и МЦД-2 кардинально изменили отношение москвичей к железнодорожному транспорту, превратив его из дачного в городской. Сегодня в сутки на первых двух диаметрах совершается более 750 тысяч поездок, а рост пассажиропотока составил 80 процентов.
Два года назад началось движение по МЦД-3 и МЦД-4. Сегодня по третьему, самому популярному диаметру совершается до 490 тысяч поездок в сутки. С момента его открытия пассажиропоток вырос в 1,8 раза. На соединительной ветви между Октябрьским и Казанским направлениями построили новый московский городской вокзал Митьково.
Самый протяженный диаметр — четвертый, его длина составляет 86 километров. МЦД-4 — рекордсмен по количеству современных московских городских вокзалов: их здесь 25. С момента открытия четвертого Московского центрального диаметра рост числа поездок по нему составил 82 процента. В сутки пассажиры проезжают по МЦД-4 до 328 тысяч раз.
Продолжается интеграция этого диаметра с другими линиями городского транспорта, строятся новые городские вокзалы. Так, московский городской вокзал Беговая свяжет МЦД-4 с МЦД-1, Серп и Молот соединит МЦД-4 и МЦД-2, а Москва-Сити сделает пересадку с МЦД-1 на МЦД-4 и МЦК более комфортной и быстрой.
Сегодня сеть четырех Московских центральных диаметров насчитывает 303 километра и включает в себя 137 станций, в том числе 52 московских городских вокзала. С момента открытия на МЦД выполнено свыше 1,4 миллиарда поездок. Интервал движения поездов составляет пять — семь минут в часы пик.
Ежедневно пассажиры совершают до 1,6 миллиона поездок (по первому диаметру — 325 тысяч, по второму — 431 тысяча, по третьему — 490 тысяч, по четвертому — 328 тысяч). Это на 60 процентов больше, чем в 2018 году, до начала их работы. Ожидается, что к 2030-му пассажиропоток вырастет до 1,8 миллиона поездок в рабочий день.
Свыше 3,9 тысячи вагонов электропоездов подготовят к зимеНа будущем городском вокзале Серп и Молот завершились монолитные работы