Сергей Собянин запустил первый в России беспилотный трамвай с пассажирами
Сергей Собянин принял участие в запуске первого в России беспилотного трамвая. Он будет перевозить пассажиров на северо-западе Москвы по маршруту № 10 «Метро “Щукинская”» — «Улица Кулакова».
Также состоялся запуск двух беспилотных трамваев — испытательных лабораторий. С их помощью тестируют новые версии программного обеспечения и обучают искусственный интеллект.
«В Москве собраны высокие технологии в области беспилотного транспорта. Ими занимаются такие компании, как “Яндекс”, Сбер и ряд других. В Москве создан федеральный центр беспилотного авиационного транспорта, авиационных систем. Ведущие университеты Москвы также занимаются беспилотными технологиями. Это позволило нам в 2023 году создать свой центр беспилотного транспорта, которому была поставлена задача создать конкретные беспилотные технологии на конкретных видах городского транспорта, на конкретных маршрутах. За два года, по сути дела, ребята реализовали этот проект, испытали. И сегодня — в добрый путь, мы начинаем уже реальное беспилотное движение. Сегодня — первый трамвай, до конца года будет три, в следующем году — 15», — отметил Мэр Москвы.С мая 2024 года беспилотный трамвай проехал в тестовом режиме более восьми тысяч километров, ни разу не нарушив правила дорожного движения.
До конца 2025 года беспилотными технологиями оснастят еще три трамвая. По мере завершения испытаний они начнут выполнять регулярные рейсы с пассажирами тоже по маршруту № 10. К концу 2026-го в беспилотном режиме будут работать уже 15 трамваев Краснопресненского депо.
До 2030 года планируется оснастить беспилотными технологиями более 300 московских трамваев, то есть около двух третей столичного парка. Ожидается, что к 2035 году на основе беспилотных технологий будет работать около 90 процентов трамваев Москвы. Это позволит обеспечить максимальную надежность и точность выполнения графика движения.
Запуск первого в России беспилотного трамвая
Развитие беспилотных технологий в городском транспорте осуществляется в рамках стратегии развития транспорта до 2030 года, утвержденной Сергеем Собяниным.
В 2023-м московский Центр исследования и разработки беспилотного транспорта приступил к практическому решению задачи по организации движения беспилотных трамваев, поставленной Мэром Москвы.
Для тестирования, а затем и регулярного движения выбрали трамвайный маршрут № 10, играющий важную роль в повседневной жизни жителей Строгина. Ежедневно по нему совершается более 4,5 тысячи поездок на шести современных трамваях российского производства.
В соответствии с законодательством России запуск первого в стране полностью беспилотного трамвая осуществили в три этапа. В их рамках проводили многочисленные тесты.
На первом этапе, который начался в мае 2024 года, в ночное время проводили испытания беспилотного трамвая без пассажиров с водителем и системой дублирования его действий. Система обеспечивала движение машины, но конечные решения оставались за водителем.
В результате беспилотный трамвай и его программное обеспечение полностью подготовили ко второму этапу испытаний — тестовым поездкам с пассажирами.
Проведение второго этапа стало возможно после установления Правительством России экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотного транспорта. Документ подготовило Минэкономразвития России на основе инициативного предложения Правительства Москвы. Столица стала первым городом в стране, который инициировал использование ЭПР для запуска полностью беспилотного транспорта.
В рамках второго этапа беспилотный трамвай выходил на маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилотного вождения взяла на себя функции управления и принятия решений, а водитель постоянно страховал действия вычислительных систем.
Трамвай курсировал по городу по специальному графику. В салоне на большом экране транслировались основные показатели работы различных систем. Он позволял оценить, как трамвай видел окружающее пространство через систему машинного зрения.
По итогам второго этапа приняли решение о третьем — запуске регулярного движения беспилотного трамвая с пассажирами. Он начался 3 сентября 2025 года.
Первый в России беспилотный трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, определяет, как проехать перекресток, переключает стрелки и строго соблюдает график движения. Система работает таким образом, что беспилотный трамвай никогда не столкнется с впереди идущим транспортом.
В салоне или кабине находится сотрудник трамвайного управления для наблюдения за движением и выполнения прочих функций, включая контроль за оплатой проезда. Пассажиры не ощутят никаких отличий от привычных поездок в трамвае с водителем — для них обеспечен такой же комфорт и безопасность. В нештатных ситуациях сотрудник обязан открыть или закрыть двери, а также решить другие вопросы. Вмешиваться в управление трамваем он не будет — благодаря искусственному интеллекту и специальному программному обеспечению движение транспорта полностью автономно.
Наличие сотрудника трамвайного управления в беспилотном трамвае — действующее требование федерального законодательства. Правительство Москвы ведет работу с Минтрансом России по внесению изменений в нормативную базу, которые позволят оператору присутствовать в кабине без прав на управление трамваем.
Программное обеспечение для трамвая создали сотрудники Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Оно позволяет с помощью искусственного интеллекта управлять трамваем в условиях огромного мегаполиса.
«Умная технология, разработанная городом, — уникальна. Она работает точнее и стабильнее зарубежных аналогов. Ее уже отметили престижными международными премиями», — написал Сергей Собянин в своем аккаунте в мессенджере MAX.Источник: канал Мэра Москвы в мессенджере MAX
Инновационные решения, разработанные для запуска первого в России беспилотного трамвая, уже были отмечены престижными национальными и международными премиями, в числе которых Reforum Awards (номинация «Инновация года»), «Компания будущего — 2024» («Digital-трансформация»), «Магистраль Awards» («Лучший проект года»), CDO/CDTO Awards 2025 («Цифровой регион»), Digital Leaders Award 2025 («Цифровой лидер года»), «Приоритет: цифра — 2025» («Искусственный интеллект»), «Экотех-лидер — 2025» («Перспектива»).
Благодаря эффективному взаимодействию с Банком России столичный беспилотный трамвай стал первым транспортным средством страны, застрахованным с помощью смарт-контракта с расчетами в цифровых рублях.
Цифровая форма национальной валюты сочетает в себе надежность, высокую скорость проведения платежей и безопасность благодаря полной прозрачности всех финансовых операций. Для получения страховой защиты достаточно просто оплатить проезд любым удобным способом и приложить карту к валидатору при входе в салон.
От госсектора до транспорта: какие московские проекты стали лауреатами национальной ИТ-премииСобянин: Москва сохраняет инвестиционное лидерство и запускает новые проекты
Принципы работы беспилотного трамваяРазработанная в Москве система управления движением беспилотного трамвая гарантирует максимальную надежность и комфортность поездок, а также точность выполнения расписания.
В основе технологии управления беспилотным трамваем лежат сложные, взаимосвязанные между собой интеллектуальные системы. В их числе:
— высокоточная карта маршрута, состоящая из двух частей — лидарной, чтобы определить положение трамвая в пространстве, и векторной. На векторную карту перенесены все дорожные элементы, среди которых трамвайные пути, остановки, автомобильные дороги, светофоры, пешеходные переходы и стрелочные переводы;
— сенсорная система, которая включает в себя камеры, радары, лидары, а также инерциальную измерительную и навигационную систему. Специальные датчики и возможности разработанных вычислительных систем позволяют в режиме реального времени анализировать ситуацию на дороге и прогнозировать маневры других участников движения. В частности, лидары обеспечивают обзор на 360 градусов, видят объекты на расстоянии до 200 метров и определяют их местоположение с точностью до двух сантиметров. Радары помогают ориентироваться в плохую погоду и оценивать скорость других участников движения. Камеры определяют, что за объект перед трамваем — пешеход, машина, собака или светофор;
— система локализации, которая обеспечивает непрерывное определение местоположения трамвая в пространстве и коррекцию его пути движения на основе сравнения с лидарной картой. Она не зависит от наличия сигналов спутников системы ГЛОНАСС;
— система компьютерного зрения. Она получает информацию с датчиков сенсорной системы (лидаров, камер и радаров) и обрабатывает ее классическими и нейросетевыми методами;
— трамвай может получать данные о текущих сигналах светофора по технологии V2X (Vehicle-to-Everything) — беспроводной связи с другими участниками дорожного движения и транспортной инфраструктурой;
— система планирования движения, которая обрабатывает информацию от всех систем беспилотного трамвая. Она принимает решения на основе множества заранее описанных правил управления, касающихся проезда конкретных участков маршрута, выбора скорости и формирования плавной траектории движения. Далее система проверяет наличие препятствий и в случае возникновения потенциально опасной ситуации корректирует траекторию. Так, нейросеть примерно за 30–40 метров определяет положение стрелочного перевода для дальнейшего принятия решения об автоматическом переводе стрелок;
— система предотвращения проскальзывания колес. Она используется при движении в неблагоприятных погодных условиях, включая гололед. Систему специально разработали сотрудники Московского метрополитена для беспилотного трамвая. Технология повторяет действия автомобильной антиблокировочной системы, предотвращающей блокировку колес при торможении, и системы курсовой устойчивости, предназначенной для сохранения устойчивости и управляемости.
Следующий шаг — беспилотное метро
По поручению Сергея Собянина в декабре 2025 года начинается первый этап экспериментальной эксплуатации первого в России беспилотного поезда метро. Систему управления им будут тестировать в ночное время без пассажиров на Большой кольцевой линии на современном поезде серии «Москва».
Испытания пройдут системы автоматического контроля падения на пути, машинного зрения, взаимодействия с диспетчерским центром и другие. В перспективе график движения поездов будет составляться автоматически.
Ожидается, что уже к концу 2026 года будет готов рабочий образец поезда. Он сможет курсировать полностью в беспилотном режиме с пассажирами и с учетом интервалов московского метро — 90 секунд в часы пик. Это будет лучшая в мире система беспилотного управления поездами.
Развитие трамвайной сети МосквыПротяженность трамвайных путей в столице составляет около 430 километров. Из них 82 процента отделены от автомобильных дорог и находятся на обособленном полотне.
В 2010 году на линиях было всего четыре процента новых трамваев. Сегодня парк городских трамваев обновлен на 97 процентов. Средний возраст подвижного состава не превышает шести лет — это лучший показатель не только в России, но и среди всех мегаполисов мира.
В столице действует 35 маршрутов, пассажиры которых ежедневно совершают около 750 тысяч поездок. По сравнению с 2023 годом пассажиропоток вырос на 20 процентов. Среди наиболее популярных маршрутов — № 17 «Медведково» — «Останкино» (свыше 52 тысяч поездок), № 6 «Братцево» — «Метро “Сокол”» (38 тысяч поездок), № 12 «Восточное Измайлово» — «Дубровка» (более 33 тысяч).
В 2024 году открылась новая двухпутная трамвайная линия на улице Сергия Радонежского длиной свыше 860 метров. Это позволило организовать новый маршрут трамвая № 2 «3-я Владимирская улица» — «Курский вокзал». Интервал движения составляет 10 минут. Более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили около 700 тысяч жителей ЮВАО, ВАО и ЦАО. В том числе свыше 300 тысяч жителей восточных районов города — Лефортова, Соколиной Горы и Перова — получили прямую транспортную связь с Курским вокзалом.
В апреле 2025 года после масштабной реконструкции открылось обновленное трамвайное депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовке. Это старейшее действующее предприятие электрического транспорта столицы, существующее с 1909-го. После обновления депо стало современным и инновационным. Теперь оно может обслуживать трамваи нового поколения, которые работают в столице. Вместимость депо — 77 вагонов, включая односекционные и трехсекционные модели.
Планируется расширить трамвайную сеть Москвы, включая открытие новой линии на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара и восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади. Новые линии позволят организовать дополнительные трамвайные маршруты и увеличат популярность этого вида транспорта.
В 2025–2026 годах в городской парк поступит еще 100 современных односекционных трамваев нового поколения. Все они придут в депо имени П.Л. Апакова. Это позволит полностью завершить обновление парка трамваев. Вагоны оборудуют всем необходимым для комфортных поездок: полностью низким полом, системой климат-контроля, мультимедийными экранами и разъемами для зарядки мобильных устройств. Трамваи оснастят системой автономного хода и подготовят для беспилотного движения — они смогут проезжать не менее четырех километров без контактной сети.
Кроме того, Сергей Собянин поручил провести модернизацию трамвайных депо. Планируется до 2030 года реконструировать оставшиеся четыре депо, а также перепрофилировать бывший 7-й троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо «Нагатинское». В результате все трамвайные депо Москвы (семь площадок) будут соответствовать самым современным стандартам обслуживания вагонов последнего поколения.
Собянин: Центр перспективных разработок ускорил модернизацию системы транспортаСергей Собянин сообщил о планах расширения трамвайного парка Москвы