Северные надбавки: источник финансирования зарплат медиков искали в КС
Найти в нормативных актах противоречия, которые позволили бы снять финансовую нагрузку в виде затрат на заработную плату медицинских работников по повышенному районному коэффициенту, пытались правительство Иркутской области, а также руководство иркутского НИИ Клинической медицины. Два схожих обращения — запрос от региональных властей и жалоба от частной клиники — поступили в Конституционный суд (КС) РФ. Но тот отказал заявителям в их рассмотрении.
Разные коэффициенты
Как следует из материалов дела, федеральным законодательством для зарплат медиков в Иркутской области установлен повышенный «северный» коэффициент 1,2, а региональными нормативными актами установлен коэффициент 1,3. Медицинские учреждения, участвующие в программе бесплатного оказания медицинской помощи (как частные, так и государственные, финансируемые из бюджета Иркутской области), возмещали затраты на выплату заработной платы за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Иркутской области. Но Управление Федерального казначейства (УФК) по Иркутской области посчитало это нарушением. Поскольку ТФОМС формируется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС и федерального бюджета, то, по мнению казначейства, за счет этих средств можно возмещать затраты на зарплаты с коэффициентом 1,2 (установленного на федеральном уровне), а доплаты до уровня зарплат с коэффициентом 1,3 (установленного на региональном уровне) должны проводиться из регионального бюджета или из бюджетов частных медицинских учреждений.
В итоге УФК разослало представления об устранении выявленных нарушений и с требованием возврата неправомерно израсходованных средств фонда ОМС.
Запрос и жалоба
В итоге правительство Иркутской области и НИИ Клинической медицины обратились в КС РФ.
Государственный заявитель попросил проверить конституционность статьи 316 Трудового кодекса РФ, части 1 статьи 30 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также пунктов 2 и 3 из Методики распределения субвенций по программе ОМС, поскольку они не допускают возмещения части регионального повышающего коэффициента за счет средств Федерального фонда ОМС.
А НИИ после неудавшейся попытки обжаловать вышеупомянутое представление УФК в судах попросило КС РФ проверить конституционность пункта 2 постановления главы администрации Иркутской области «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно которому затраты на выплату районных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств, бюджетными организациями — за счет соответствующих бюджетов.
НИИ показалось несправедливым то, что частные учреждения здравоохранения, участвующие в программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, обязаны выплачивать заработную плату с региональным коэффициентом без возмещения соответствующих затрат, притом что у таких учреждений отсутствует возможность получения дополнительного дохода от осуществления предпринимательской деятельности.
Целевой характер
КС РФ подтвердил правительству Иркутской области, что Правительство РФ устанавливает размер районного коэффициента, а органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом КС РФ отметил, что федеральные субвенции, которые получает ТФОМС, носят целевой характер и не могут быть использованы для финансирования региональных статей расходов.
Также КС РФ обратил внимание правительства Иркутской области на то, что перечисленные в запросе нормы составляют основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно, и что одной из гарантий такой помощи является система обязательного медицинского страхования.
По мнению КС РФ, ни одна из оспариваемых норм не регулирует вопрос об источнике финансирования расходов медицинских организаций на заработную плату, обусловленных установлением нормативными правовыми актами субъекта РФ более высокого — по сравнению с предусмотренным в централизованном порядке — районного коэффициента.
В итоге КС РФ указал, что оспариваемые правительством Иркутской области положения не содержат неопределенности с точки зрения их соответствия Конституции РФ в обозначенном в запросе аспекте.
Вне полномочий
В определении, принятом по жалобе НИИ Клинической медицины, КС РФ напомнил, что постановлением главы администрации Иркутской области были установлены выравнивающие районные коэффициенты в диапазоне от 1,3 до 1,6 (в зависимости от территории), а затраты на их выплату предписывается осуществлять предприятиям за счет собственных средств, а бюджетным организациям — за счет соответствующих бюджетов.
"Такое регулирование, учитывающее объективно существующие различия источников финансирования работодателей, не предполагало и не могло предполагать софинансирования расходных обязательств организаций внебюджетной сферы, связанных с выплатой их работникам заработной платы с применением этих районных коэффициентов, из бюджета и (или) иных, помимо собственных средств таких организаций, источников", — пояснил КС РФ.
При этом КС РФ отметил, что оспариваемая норма не регламентирует отношения, связанные с возмещением медицинским организациям, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, затрат, связанных с оказанием такой помощи, а потому не может рассматриваться как нарушающая права заявителя в обозначенном в жалобе аспекте.
В конце документа КС РФ разъяснил, что вопрос об определении источника финансирования для оплаты труда с применением районных коэффициентов не может быть разрешен посредством конституционного контроля оспариваемой нормы и находится вне его полномочий.
(Определения КС РФ № 2105-О/2025)
Михаил Телехов
