Сезон «охоты»: почему за уничтожение фашистских машин стали представлять к наградам

Сезон «охоты»: почему за уничтожение фашистских машин стали представлять к наградам

В 2025 году Россия празднует 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны. «Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU.

Сегодня — о том, как советское командование объявило «охоту» на фашистские автоколонны и легковушки, почему за форсирование Днепра командиров представляли к званию Героя Советского Союза, а также о появлении полевой почты во всех фронтовых частях и соединениях.

Спецполки истребителей и штурмовиков

Поставки по железной дороге были основным средством коммуникации для материально-технического обеспечения противника, а автотранспорт — основным средством подвоза и маневра в армейском и войсковом тылу. Поэтому борьба с железнодорожными перевозками противника и дезорганизации автомобильного подвоза должны стать основными и постоянными задачами для советской авиации. Об этом говорится в приказе от 4 мая 1943 года «о борьбе» за подписью наркома обороны СССР Сталина.

В документе приводятся конкретные случаи, когда атаки наших штурмовиков Ил-2 взрывали эшелоны противника и выводили на несколько суток работу ключевых путей сообщения, когда бомбардировщики повреждали ж/д мосты, отрезая врага от территорий, на которых советские войска получали богатые трофеи.

В связи с этим приказывалось считать удары по ж/д мостам, нападения на автоколонны и «охоту» на легковые автомашины противника «важнейшими задачами наших Военно-воздушных сил». Причем их решение, как говорится в документе, необходимо поручить «специально подготовленным и натренированным частям» — для этого при каждой воздушной армии должен быть сформирован истребительный и/или штурмовой полк.

© РИА Новости

Также в приказе устанавливалось, что удары по поездам в пути нашим истребителям и штурмовикам надо наносить «на расстоянии до 100 и 15 км за линией фронта», для «охоты» на легковые автомашины высылать на территорию противника отдельные авиаэкипажи.

«Командующему Военно-воздушными силами Красной армии Маршалу авиации Александру Новикову ставилась задача создать в составе воздушных армий фронтов по одному штурмовому и истребительному полку для выполнения требований приказа, в том числе для осуществления «охоты» за легковыми автомобилями противника», — пояснил «Парламентской газете» доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса Андрей Климов.

По словам эксперта, в дальнейшем боевое применение советской авиации в ближайшем тылу немецко-фашистских войск способствовало успешному выполнению поставленных задач войсками Красной армии в ходе Великой Отечественной войны как в наступательных, так и оборонительных операциях.

Приказом также предписывалось командирам выносить решения о представлении к награде за уничтожение фашистских ж/д составов, автоколонн, легковушек.

«Какие законы были приняты в первые месяцы Великой Отечественной войны» Герои форсирования водных преград

В сентябре 1943 года вышла директива Ставки Верховного Главнокомандования с грифом «Секретно. По прямому проводу» — командирам предписывалось представлять к высшим правительственным наградам за форсирование крупных водных преград во время наступления и закрепление на территории для создания плацдарма для последующего продвижения. Тогда советское командование уже видело, что Красной армии предстоит решать трудные задачи по «быстрому и решительному» преодолению могучих водных преград — таких, например, как реки Десна или Днепр.

За успешное форсирование рек к наградам высшего правительственного уровня представляли: командующих армиями — к ордену Суворова 1-й степени, командиров корпусов, дивизий и бригад, а также командиров полков и батальонов — в тому же ордену 2-1-й и 3-й степени соответственно. А вот за преодоление водной преграды на реке Днепр в районе Смоленска и равных по трудности Днепру рек формирования каждый из перечисленных командиров представлялся к званию Героя Советского Союза.

© Иван Шагин / РИА Новости

Битва за Днепр на тот момент только началась — завершится она успехом Красной армии в декабре 1943 года. Она стала одной из самых крупных за всю мировую историю — линия фронта составляла 750 километров, а в спецоперациях участвовало в общей сложности около четырех миллионов человек. О значении битвы красноречиво говорит один факт: непосредственное руководство кампанией осуществлял Сталин вместе с маршалами Жуковым и Василевским. Форсирование Днепра было необходимо, чтобы не позволить немецким захватчикам построить серию укреплений, которые блокировали бы продвижение СССР на запад.

Переправа через Днепр вошла в историю как одна из самых трудных и героических страниц военной истории Отечества. За счет успеха в этой исторической битве удалось освободить ряд южных территорий СССР, в том числе Донбасс и Левобережную Украину.

Аргонавты ХХ века: как Черчилль и Рузвельт летали в Крым за золотым руном Фронтовая полевая почта

Указание пунктов дислокации в адресах для доставки на фронт секретной корреспонденции, также указание номеров частей при отправке простых писем не отвечает требованиям секретности в военное время. Об этом говорилось в приказе Наркома обороны СССР от 6 февраля 1943 года.

© Ольга Ландер / РИА Новости

Чтобы скрыть истинные наименования частей и соединений Красной армии, а также их расположение, приказывалось установить для каждой части свои номера полевой почты, которые будут указываться как адрес для простой и секретной корреспонденции.

Также номера полевой почты, согласно этому приказу, были присвоены не только всем частям и соединениям действующей армии, но и строевым частям в составе военных округов в тылу.

В годы Великой Отечественной войны полевая почта была единственной «живой» нитью, которая связывала фронт с тылом. С 1941 по 1945 год на фронт и с фронта было доставлено более шести миллиардов писем.     

Гнать врага «на мороз и ветер»  

Парламентская газета Парламентская газета

07:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025