Шида Мубарякова: Танцы Файзи Гаскарова - для меня как молитва

Шида Мубарякова: Танцы Файзи Гаскарова - для меня как молитва

Шида Тагировна была одной из ведущих солисток ансамбля, а затем руководила легендарным коллективом с 1989 по 1995 год. После отъезда из Уфы она некоторое время преподавала в Москве, потом переехала в Европу. Ветеран ансамбля больше 20 лет живет и преподает в Академии балета Австрии. Среди ее учеников — известные балерины многих стран, одна из них — народная артистка России, артистка Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Мария Абашова.

— Шида Тагировна, вам довелось быть руководителем такого выдающегося коллектива, как Башкирский ансамбль народного танца. Что вы считали приоритетным, основным в своей работе?

— В то время самым важным, пожалуй, было поднять профессиональный уровень ансамбля на некоторую ступень исполнения технически. Потому что старшее поколение, которое отличались и актёрским мастерством, и технической подкованностью — уходило. Пришло молодое поколение, и на тот момент почти не осталось таких репетиторов, которые могли бы профессионально нести прежний уровень.

Вместе с министерством культуры мы очень много думали и решили, что для поднятия уровня ансамбля надо обучить танцовщиков. Они могли танцевать и учиться одновременно. Мы открыли обучение здесь, в ансамбле, договорившись с ГИТИСом, с министерством культуры России. ГИТИС — единственное подобное учебное заведение в мире, больше такого учебного заведения нет ни в одной стране, это я абсолютно точно говорю. Начали подбирать тех, кого можно выучить для работы репетиторами, преподавать классику, быть педагогами. Они проходили у нас экзамены,  составленные ГИТИСом. Сюда приехали декан Евгений Валукин и другие педагоги.

И у нас получилось! В ГИТИС приняли 15 начинающих танцоров. Они начали учиться и все закончили ГИТИС, сейчас имеют почетные звания, преподают. Так удалось поднять уровень коллектива.

Вместе с единомышленниками мы создали новые программы. Первое отделение состояло из танцев народов мира, а второе отделение составляли только национальные танцы. Они у нас должны быть сохранены навечно. Это золотой фонд не только нашего ансамбля, нашей республики.

— Расскажите о том, как ставился танец «Бурзяночка». Рассказывают, что изначальная сольная версия этого танца была поставлена именно на вас.

— Сольный танец «Бурзяночка» ставился выдающимся хореографом Хашимом Фатыховичем Мустаевым. Это был сугубо национальный танец. К тому времени у нас уже был чудесный танец «Загида», который очень перекликается. В танце подчёркивается красота башкирской женщины: ее внутреннее достоинство, гордость, самоощущение благородной женщины.

Когда поставили «Бурзяночку», приехала комиссия из Москвы, там были представители из Моисеевского ансамбля, из министерства культуры. Танец очень понравился комиссии. Когда впервые показали его на зрителя, одна из членов комиссии высказала свое понимание об этом танце, отметила его затаённую красоту. Танец «Бурзяночка» имеет свой стиль, свои задачи. Там нельзя улыбаться, раскрыв рот. В нем есть загадка, радость и достоинство. Много лет уже прошло, но всё-таки это был, я думаю, один из лучших номеров Хашима Мустаева.

 

ИА Башинформ ИА Башинформ

09:06
1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025