Школьников во время ЕГЭ попросят поставить опыт
В 2025 году выросло количество выпускников, выбирающих ЕГЭ по естественно-научным предметам. Так, физику сдавали на 13 тысяч больше школьников, чем в прошлом году. В будущем на экзаменах по физике, химии и биологии может появиться практическая часть. Нововведения помогут готовить квалифицированные кадры для востребованных отраслей экономики. Нужно ли менять систему ЕГЭ, будут ли выпускники на экзаменах препарировать лягушек и какие новые отметки могут стать обязательными, «Парламентской газете» рассказал глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев на полях Петербургского экономического международного форума — 2025.
— Анзор Ахмедович, глава СПЧ Валерий Фадеев предложил вернуться к всеобщим переводным экзаменам в школах. Исключением должны стать ученики 9-го и 11-го классов, которые сдают ОГЭ и ЕГЭ. Планируете ли вы пересматривать систему проведения экзаменов?
— Мы обсуждали вопрос переводных экзаменов. Но к принятию решения нужно подходить в соответствии с целью, которую мы ставим, — улучшить качество образования. Дети должны переходить из класса в класс без дефицита знаний, чтобы вновь не отставать от одноклассников. А у учеников 9-х и 11-х классов не должно быть пробелов в обучении, чтобы избежать разочарований от результатов ОГЭ и ЕГЭ.
У нас уже есть инструменты, которые помогут достичь этих целей, но не создадут дополнительного напряжения среди учителей, учеников и родителей. Я имею в виду Всероссийские проверочные работы (ВПР), которые стали обязательными с 2025 года. Проведение ВПР регулирует постановление Правительства. Все ученики в конце учебного года пишут контрольную работу по четырем предметам, и она должна быть выполнена как минимум на «удовлетворительно». Сейчас школа и учитель сами решают, учитывать ли эту оценку при выставлении годовой отметки по предмету и переводе из класса в класс. На мой взгляд, вместо переводных экзаменов можно апробировать модель обязательного учета оценки по итоговой контрольной работе. Конечно, этот вопрос необходимо обсуждать, ведь у нас разные образовательные организации, например, есть школы с углубленным изучением предметов, есть сельские школы. Если мы предлагаем какую-то модель, она должна удовлетворять всех и при этом упрощать, а не усложнять обучение.
— Нуждается ли в изменениях ЕГЭ?
— Единый государственный экзамен за эти годы уже зарекомендовал себя. Если десять лет назад мы обсуждали проблемы, связанные с форматом и содержанием экзаменов, качеством выпускников, то сейчас темами обсуждения стали неработающий металлодетектор или расположение кулера с водой. Дискуссии идут не о качестве самого экзамена, а о качестве его проведения.
С этого года у нас заработала платформа обратной связи, и в каждом пункте сдачи ЕГЭ через QR-код можно обратиться со своей жалобой или предложением.
В 2025 году к нам поступило 62 жалобы, при этом на участие в основной период ЕГЭ зарегистрировались 712 495 человек. Обращения связаны в основном с комфортом проведения экзамена, например, не хватало воды или были трудности с проходом.Число участников ЕГЭ по профильной математике в 2025 году выросло на 30 тысяч
© Тимур Ханов/ПГ
— Какие у ЕГЭ этого года особенности в отличие от предыдущего?
— У выпускников вырос интерес к естественно-научным предметам, очень важным для нашей страны, — физике, химии, математике, биологии. Все эти предметы показали рост от 7 до 16 процентов. Биологию, второй предмет по популярности при выборе ЕГЭ после обществознания, выбрали на 8 тысяч выпускников больше, рост составил 7 процентов. Количество выпускников, выбравших физику, увеличилось на 16 процентов — это колоссальный рост.
При этом средние баллы при сдаче остались такие же, как и в прошлом году. Инженерным вузам важно, чтобы количество выпускников с баллами более 60 росло, ведь именно они станут ответственными студентами и квалифицированными специалистами в будущем, которые выведут нашу страну на новый технологический уровень. Число таких выпускников увеличилось по всем трем естественно-научным предметам и профильной математике впервые с 2018 года. Мы надеемся, что этот тренд сохранится.
— СМИ сообщили, что Рособрнадзор готов проработать интегрированный ЕГЭ по физике и информатике. Насколько это вероятно?
— Да, этот вопрос прорабатывался, но мы не видим необходимости проводить подобные эксперименты. Школьники изучают информатику и физику как отдельные предметы, и ЕГЭ по физике и информатике проводят по разным технологиям. Физика — на бланках, с записью развернутых решений задач, а информатика — на компьютере, с написанием и отладкой программ и фиксацией кратких ответов. Механическое смешение заданий приведет к обессмысливанию обоих экзаменов. Качество подготовки по информатике и физике не повысится, а понизится.
— Рособрнадзор обсуждает проведение эксперимента по включению в ЕГЭ по физике, химии и биологии практической части. В пилотный проект войдут регионы, которые имеют нужное техническое оснащение. Что может войти в практическую часть и когда ждать нововведений? Будут ли выпускники препарировать лягушек?
— По этой инициативе мы создали рабочую группу и ведем активное обсуждение. Наше предложение поддерживают инженерные вузы и эксперты соответствующих направлений. Но вопрос введения экспериментальной части требует очень серьезной проработки, поэтому говорить о том, что нововведения появятся в ближайшие год-два, не стоит. Эксперименты и опыты требуют оснащения, оборудования, а значит, дополнительных финансов. Конечно, современные технологии позволяют проводить многие эксперименты виртуально, но вузы уже получали таких «виртуальных» студентов, которые прекрасно управляются с компьютером, но в реальной лаборатории адаптируются с трудом.
Подать заявление в магистратуру теперь можно дистанционно
Сейчас мы анализируем, какими могут быть задания, возможно ли применить комбинированный подход, совместив виртуальную работу с реальными инструментами, проводим мониторинг оборудования в образовательных организациях. Требования к оснащению должны быть едиными.
После финальных обсуждений мы определим несколько регионов, в которых пройдет апробация ЕГЭ с практической частью на добровольной основе, и уже после пилота решим, какую модель экзамена представить всей стране.
Это долгий путь. Дело здесь не только в оборудовании, но и в самой процедуре — нужно определить, как организовать достаточное количество рабочих мест, учесть вопросы безопасности и комфорта. Для того, чтобы информатику сдавали на компьютерах, а не на бумаге, потребовалось около десяти лет.© Алексей Куденко/РИА Новости
— Рособрнадзор сообщал, что в МВД могут принимать меры к родителям детей мигрантов при провале тестирования для зачисления в школу. В течение трех месяцев за свой счет они должны как родители обучить ребенка, найти курсы. Какие меры воздействия могут применять к родителям?
— Первые результаты тестирования показывают, что новые нормы работают, и сейчас в школу не приходят ребята, которые не знают русский язык. Более трех тысяч родителей подали документы на тестирование, и лишь 509 человек получили право пойти на тесты, то есть у подавляющего большинства документы не соответствовали необходимым стандартам. Из оставшихся претендентов только 55 процентов детей успешно сдали тестирование.
В итоге лишь семь процентов детей из всех желающих попали в российские школы.
Остальные 93 процента или повторят попытку, или вернутся на родину. А ребята, поступившие в школы, с первого дня занятий начнут осваивать все предметы, у них и учителей не возникнет проблем, и обстановка в классе будет совершенно другая.Что касается детей, не сдавших экзамены, то ситуацию с ними нужно взять на контроль, и эта система пока выстраивается, в том числе с помощью межведомственного взаимодействия.
— Рособрнадзор регулярно объявляет предостережения вузам. По каким причинам?
— Мы работаем с индикаторами риска и проводим ряд мониторингов. Предостережение объявляют, если есть сведения о признаках готовящихся нарушений, но отсутствуют подтвержденные данные о причинении вреда. Это позволяет вузам заблаговременно устранить риски, не дожидаясь контрольных мероприятий.
Например, мы проверяем сайты образовательных организаций. Если сайты не соблюдают установленные требования, работает механизм предостережения. Мы акцентируем внимание на том, что недоработка вузов может привести к проблемам для них самих, родителей и учеников. Это один из мониторингов, а всего индикаторов риска более 14. Предостережение не влечет приостановление деятельности вуза. Рособрнадзор информирует учреждение о возможных несоответствиях и предлагает принять корректирующие меры.
Кравцов: Новую систему оплаты труда учителей апробируют с 1 сентября